Однажды лётчики Липецкого авиационного центра боевого применения нанесли дружеский визит своим американским коллегам на авиабазе «Лэнгли» (место базирования истребительного авиакрыла ВВС). В Америку было направлено два истребителя СУ-27 и транспортный ИЛ-76. В состав визитёров входили полковник Харчевский и майор Карабасов, старшим группы был генерал-майор Чага.
Мальчишки, в любом возрасте остаются ими, хотелось посоревноваться, узнать, чьи истребители лучше? Наши выступили с предложением провести учебный воздушный бой, немного размяться: людей посмотреть и себя показать!
В то время мир полнился слухами о неуязвимых F-15, наводящих страх на все армии мира. Ради чистоты эксперимента было предложено пригласить зрителей и корреспондентов.
Американский уполномоченный вежливо возразил: «Это совсем не к чему! Зачем создавать напряжённость, хоть и учебную!».
Было принято решение провести тренировку на удалении 200 километров от береговой линии над водами океана. Стоит отметить, что и СУ-27 и F-15 двухместные, поэтому место первого пилота занял боевой лётчик, а место второго – представитель стороны соперника.
Как только был дан старт началу тренировки, американский самолёт предпринял попытку оторваться от СУ. Но как бы он не старался, ничего не выходило! Майор Карабасов с лёгкостью удерживался на хвосте, считай, держал на мушке. Никакие манёвры не позволяли американцу избавиться от преследования. Победа была отдана российскому лётчику.
Пилоты поменялись ролями: нашему истребителю требовалось уйти от F-15. На полном форсаже, заложив энергичный разворот с одновременным набором высоты, Карабасов развернул машину на 180 градусов. Пилот F-15 был вынужден сменить курс и также выполнил разворот, фактически, не справился с поставленной задачей. А майор Карабасов проявил инициативу и вновь «взял на мушку» самолёт учебного противника.
Следующим в дело вступил полковник Харчевский. Результат оказался таким же: 2:0 в нашу пользу. По воспоминаниям военных, учебные бои с теми же Миг-29 были гораздо труднее, чем с F-15.
Нашим пилотам была предоставлена возможность оказаться за штурвалом F-15. Конечно же, в глаза бросалось огромное количество электронных вспомогательных приборов. Кабина отличалась своей эргономичностью и современностью. Однако не за это ценят боевые машины. Манёвренность и аэродинамические свойства отечественных самолётов были на порядок выше, нежели у прославленных американских.
Об успешном окончании боёв было доложено в Москву руководству, которое затребовало копию видеозаписи для изучения и учёта в оперативно-боевой подготовке будущих пилотов. Но, американские военные, которые фиксировали всё на несколько камер, в том числе и с самолёта, заявили:
«К сожалению, качество записи чрезвычайно низкое. В скором времени мы подправим это и сразу же вышлем их в ваш адрес».
Увы, что записей этих до сих пор никто не видел. Кстати, американским журналистам, прознавшим про учебные бои, объявили: по результатам тренировок счёт признан ничейным.
Хорошо хоть себе победу не присвоили!