«Герои Сталинграда» — это сказано о бойцах бывшей 38-й стрелковой дивизии, которая за стойкость и мужество, проявленные в боях под крепостью на Волге, была преобразована в 73-ю гвардейскую стрелковую дивизию с почетным наименованием «Сталинградская».
После битвы на Волге дивизию перебросили на Воронежский фронт в район Белгорода, где гвардейцы совершили очередной подвиг, отражая яростные атаки крупных сил противника. Этот натиск немцев, еще невиданный по своей силе и оснащенности военной техникой, в составе которой были новинки — танки Т-VI «тигр» и самоходные пушки «фердинанд», частями дивизии был героически выдержан.
О героической битве 3-го батальона 214-го гв. сп и о героическом подвиге командира этого батальона гв. капитана Бельгина и его боевых товарищей знают не только военнослужащие дивизии, армии и фронта, о них знает весь советский народ из сообщения Совинформбюро по радио и через газеты «Красная Звезда» 166 от 16 июля 1943 г. и «Правда» 173 от 11 июля 1943 г. Вот несколько примеров героических подвигов рядового, сержантского и офицерского состава.
6 июля на рубеж, обороняемый батальоном, устремилось до 100 танков и полка пехоты противника. Среди танков были и танки «тигр», самоходные орудия «фердинанд». На окопы бельгинцев обрушилась лавина металла и огня. Одиннадцать раз немцы подходили к рубежу гвардейцев и каждый раз откатывались назад, оставляя на поле боя подбитые танки, пушки и груды трупов убитых солдат и офицеров. В полдень немецким танкам удалось ворваться на позиции батальона Бельгина. Восемь часов беспрерывно бронированные чудовища «утюжили» окопы бельгинцев, пытаясь сломить волю гвардейцев, но гвардейцы не дрогнули. В опаленных огнем и металлом траншеях продолжали жить и бороться советские воины.
В этой неравной схватке погибли комбат капитан Бельгин и его боевые помощники.
Командование батальоном принял на себя гв. ст. лейтенант тов. Перескоков (гв. капитан, погиб 9 июля 1943 г.— прим.), и по цепи от бойца к бойцу передавался пламенный призыв: «Отомстить за смерть любимого комбата».
Гвардейцы мстили. Бой разгорался с новой силой.
Бессмертен подвиг парторга бельгинца тов. Сушкова. Немецкий танк надвигался к группе раненых бойцов, намереваясь раздавить их гусеницами. Из окопа навстречу танку с гранатами в руках поднялся тов. Сушков. Раненый, он медленно, но уверенно шел на танк. Сушков ценою своей жизни решил спасти раненых и с гранатами кинулся под танк. Раздался взрыв, танк вздрогнул и остановился. Раненые были спасены.
Пример того, как нужно расправляться с немецкими «тиграми», показал бельгинец-бронебойщик Ганжа. Поединок с закованным в броню немцем был тяжел. Ганже не удалось подбить танк на подступах к рубежу. Немецкий танк примял окоп гвардейцев, но Ганжа остался невредим. Как только танк сполз с окопа, Ганжа выскочил и, быстро сменив позицию, ударил из своей бронебойки в борт танка. Танк не был подбит и, развернувшись, пошел прямо на гвардейцев. Ганжа не оробел. Схватив ружье, он перебежал на третью запасную позицию и дал еще выстрел. На этот раз удар был точен, броня была продырявлена, и фашистский «тигр» задымился.
Бельгинец гв. ст. сержант тов. Зорин Сергей (погиб 6 июля 1943 г., — прим.) человек большой силы и мужества. В часы жестоких боев Зорин несколько раз пробирался из подразделения на КП полка сквозь вражеские танки. Каждый раз ему грозила смертельная опасность. Он обманывал немчуру, засевшую в танк. Презирая смерть, Зорин в пятый раз полз к командиру полка с важным донесением. Один танк пошел прямо на смельчака. Зорин вскочил в окоп, затем быстро переполз в другой и метко бросил противотанковую гранату под гусеницу танка. Танк был подорван. Важное донесение было доставлено. Командир крепко обнял и поцеловал героя.
В степи бушевал огонь и металл. Над окопами гвардейцев от разрывов снарядов и мин дымилась земля. Но бельгинцы по-прежнему были тверды и непоколебимы. Целый час немецкий танк ерзал над окопом командира роты тов. Ильясова. Мужественный офицер не терял присутствия духа. Сидя под танком, он спокойно отдавал по телефону приказания и управлял своим подразделением. В телефоне прозвучали его последние слова: «Прошу считать меня коммунистом» (погиб 6 июля 1943 г.).
Таких примеров можно привести десятки, все они насыщены героической борьбой за честь Родины, за правое дело...
...В боях за Родину бойцы и офицеры показали чудеса героизма и храбрости. Боевые задачи, поставленные командованием, с честью выполнены. В этом немалая заслуга парторганизации, ставшей действительным помощником командиров в подготовке масс к выполнению боевой задачи. Особенно выросла роль партийных организаций рот. Парторги [рот], опираясь на коммунистов, обеспечили наступательный порыв наших войск.
Начальник политотдела, зам. командира
73-й гв. сд по политчасти
гвардии полковник Молчанов
(Август 1943)