Найти в Дзене
Борис Седых

Зайцы

Сеня! Про зайцев — это неактуально.
Из кинофильма «Брильянтовая рука»

Случилась эта история, когда большой флот СССР ещё бороздил просторы всего мирового океана. В то время я вышел в рейс на судне проекта №B-481 «Скульптор Конёнков». Это была серия крупнотоннажных ролкеров, сошедших со стапеля в Польше. С конца 70-х по начало 80-х годов всего было построено для СССР 10 судов этой серии. Какие это были красивые океанские лайнеры по тем временам! Больше 180 метров в длину, 28 – в ширину. Высота надводного борта 18 метров. Осадка почти 10 метров.

К Балтийскому Морскому Пароходству было приписано несколько теплоходов этой серии. Четыре судна стояли на линии BALTAUSTRALIA: Ленинград — порты Европы — порты Австралии — Ленинград. Рейс обычно занимал три месяца. Не работа, а сказка! Настоящий океанский круиз.

Загрузившись в последнем порту Европы Генуе, мы устремились через Суэцкий канал к далёким берегам Австралии. Индийский океан нас встретил сильным ураганом. Особенно интересно за стихией наблюдать с мостика. Бак (палуба носовой части) судна медленно погружался в волну, казалось бы, безвозвратно, и появлялся торжественно и дерзко вновь перед следующей волной. Момент нырка судна длинной 180 метров в бушующий океан заставляет кровь холодеть и замереть сердце на пару секунд.

Шли больше, чем четыре недели. И вот показалась Сиднейская бухта. Встали на якорь в ожидании свободного причала. Хорошо, тепло. Вокруг летают чайки. Чайки, как души ушедших моряков, одинаково приветливы по всему мировому океану, первые встречающие мореплавателей из рейсов и походов. Появились чайки за кормой, значит, берег рядом! Это вселяет надежду и оптимизм.

Я загораю на крыле мостика в белых шортах, наблюдая за окружающей красотой и спокойствием после бурного океанского перехода. Смотрю, по трапу надстройки ко мне подкрадывается моторист. Хочет что-то спросить и не знает как?

Потом собрался с духом и выпалил:

- Я не всех знаю в экипаже. А в палубной команде есть высокий худой матрос с чёрными вьющимися волосами?

Не понял, куда он клонит. Дело в том, что экипаж на борту составлял почти 40 человек. Некоторые вообще были прикомандированы и являлись сотрудниками пароходской базы технического обслуживания флота.

Уточняю:

- Василий, а вы кого-то ищете? Не знаю никого подходящего под это описание.

Моторист задумался, а потом тихо пояснил:

- Видел его в трюме.

Здесь уже интересно стало мне. По трюмам никто просто так не гуляет. Дождавшись боцмана, сообщил ему об услышанном. Боцман был старый морской волчара. Он не стал разводить лишние разговоры, а просто пошёл в трюм. В любом случае перед выгрузкой надо было проверить груз. Время шло. Я сменился с вахты и ушёл в каюту.

Последствия осмотра трюмов не заставили себя долго ждать. Когда вновь поднялся на мостик, то лицезрел напряжённую обстановку. Капитан, старпом и боцман были озадачены внезапно возникшей проблемой. Дело в том, что боцман обнаружил в трюме двух «зайцев».

Выяснилось, что один из них итальянец, другой – румын. На борт проникли в итальянском порту Генуя. «Зайцы» были осведомлены о том, что наше судно идёт в Австралию, которую они считали «землёй обетованной». Докеры в Италии не все ходили в форме. Поэтому понять кто въезжает, входит и выходит, просто не представлялось возможным. Не удивительно, что никто не заметил, как двое посторонних незаметно проникли на судно.

Весь переход до берегов Австралийского континента они прятались в трюме под каким-то трейлером. С собой у них был рюкзак с продуктами и вода. Правда, они не ожидали, что судно попадёт в ураган, снизит ход и придёт позже положенного времени. Последние дни пути они голодали и были практически обезвожены. Самое интересное, что их подвело и вынудило вылезти из-под трейлера. Они услышали, как прекратил работать главный двигатель, и судно застыло. Про то что мы просто встали на якорь, они даже не сообразили.

Стоять на якоре надо было до следующего утра. С приходом властей придётся сообщить об этом происшествии. Это сразу затронет советского Консула, полетят депеши в пароходство и министерство.

Боцман с вытянутым худощавым лицом Кальтенбруннера (начальника Рейхсканцелярии 3-го Рейха), бесстрастно предложил:

- Обмотать крепёжными стальными цепями и ночью тихо выкинуть за борт. Акулы доделают своё дело. Вроде как и не было вовсе «зайцев».

Капитан не был уверен в таком решении:

- А вдруг кому-то удастся, как Гудини, избавится от цепей и всплыть? Потом ещё и засудят на зелёном континенте.

Старпом занимал нейтральную позицию. Ни в том, ни в другом случае брать ответственность не хотелось. Тем более, что это был его последний рейс перед капитанским мостиком на вновь построенном судне. В результате решили оставить всё как есть.

После швартовки, переговоров с властями, получения инструкций с пароходства план действий был таков. «Зайцев» отправить на нашем же судне обратно в Италию, куда мы должны будем зайти на обратном пути.

С этого момента началась эпопея возвращения «зайцев» в их родные итальянские леса. После Сиднея были австралийские порты Мельбурн и Аделаида. В каждом порту их ждала арестантская машина. Их забирали в полицейский участок, а при отходе судна возвращали к нам на борт. Где они незамедлительно помещались в каюту с наглухо задраенным иллюминатором. Получился импровизированный карцер.

Правда, им похоже уже было всё равно. Они настолько измучились и исхудали в переходе через штормовой Индийский океан, что радовались пище и воде, которую получали. А при выходе из последнего порта Австралии попросились на свежий воздух. Им разрешили, с условием, что будут отрабатывать свой паёк. Желающих получить бесплатных работников в личное пользование на теплоходе нашлось много. Механикам вдруг понадобились лишние рабочие руки в машине. Боцман тоже строил планы привлечь их на свой участок. Ответственным лицом назначили системного механика. У того было не столько работы, как у других, но была масса времени для контроля за «заключёнными». Его основной обязанностью было поддерживать аппарель судна (подъёмная платформа для принятия накатных грузов) в исправном состоянии.

Погода на этот раз была хорошей для работ на открытой палубе. И с этого момента, каждое утро, выйдя на корму судна, можно было увидеть замечательную картину «плантатор на отдыхе». Впереди шёл высокий загорелый итальянец и нёс шезлонг для нашего толстого системного механика. За ним неспешно следовал системный механик в шортах и рубашке. Разве что без пробкового шлема. А замыкал шествие такой же высокий и загорелый румын с большим зонтом от солнца и холодными напитками. Наш механик разваливался в шезлонге под зонтом и тихо наслаждался холодной минералочкой, в то время как итальянец с румыном работали скребками и щётками, зачищая ржавые места аппарели и палубы. Изредка приходил суровый боцман, чтобы проверить качество сделанного. Хочется заметить, что боцман любил всё делать на 200%. Если зачистка палубы, борта, то до блеска металла. Если покраска, то согласно всем правилам: грунтовка и нанесение в несколько слоёв. Нашим «зайцам» пришлось несладко.

Дошли до Генуи. Правда, в Красном море получили радиограмму, что итальянцы отказываются принимать румына. Мол, тот и в Италию проник нелегально. Уже было собрались везти румына в Ленинград, а оттуда депортировать на историческую родину. Но повезло. Удалось договориться и удачно сдать обоих итальянским властям.

Так что песня «Про зайцев» иногда на борту океанского лайнера звучит очень даже актуально.

Сергей Смеянов, соавтор книги "Позывной – Питон!"

Алексей Зайцев. Ловцы креветок. Из свободного источника.
Алексей Зайцев. Ловцы креветок. Из свободного источника.

Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких.

Всегда Ваш. Борис Седых:)

  • Книгу «Проза морской жизни» на бумажном носителе с автографом автора можно приобрести уже по сниженной цене(!)

Просьба обращаться любым удобным способом к редактору канала по телефону +79214287880 Светлана

Оплатить можно и так:

Riderо́ OZON AliExpress AMAZON ЛитРес wildberries