За прошедшие годы баланс сил в Формуле-1 значительно изменился. Не так давно Ferrari доминировали в этом виде спорта, но на самом деле прошло уже 17 лет с того момента. Мы также помним эру доминации Red Bull, а все еще не прерванные 7 лет чемпионства Mercedes даже вспоминать не надо. Возникает вопрос: что делает команды конкурентоспособными?
Есть много причин, по которым команды с годами добиваются успеха. Эти причины взаимосвязаны, накладываются друг на друга и сложны, но основные моменты, о которых пойдет речь, следующие:
- Непостоянство команд
- Вопрос денег
- Все ли части команды хорошо взаимодействуют?
- Периоды стабильности
- Эффект снежного кома
- Изменение регламента
- Простая удача
Непостоянство команд
В команде множество подвижных частей. Команды Формулы-1 нуждаются в хороших кадрах. Не только в хороших пилотах, но и в хороших инженерах, руководителях, менеджерах и аналитиках. Всем этим людям необходимо слаженно работать. Если все будут понимать друг друга и знать свое место в рабочем потоке, то развитие Формулы-1 пойдет еще дальше.
В этом помогает отличное руководство. Известно, что Ferrari добилась большого успеха, наняв отличную команду людей, а затем хорошо поработав вместе на пути к тому знаменитому периоду успеха и господства в начале 2000-х годов. Но люди не могут работать вместе вечно, поэтому успешный и слаженный коллектив начинает распадаться. И если вы не сможете найти способ сохранить эту гармонию, продолжая правильно нанимать и распределять нужных людей, система начинает давать сбой. Вспомните упадок и нестабильность Ferrari, когда ключевые люди начали уходить в конце 2000-х годов.
Итак, наймите подходящий персонал и продолжайте составлять план действий на будущее, чтобы оставаться в игре, поскольку части вашей команды меняются местами. Точно также основная философия команды должна адаптироваться ко времени. Философия, не синхронизированная с изменяющимся миром, в котором она существует, не будет готова к конкуренции в нем. Мы можем вновь взглянуть на Ferrari. До эры Шумахера она пережила жаркие времена неудач, в основном из-за собственного высокомерия и негибкости. Ставить под сомнения методы Ferrari было предательством. Лука ди Монтедземоло, прежде чем встать во главу Ferrari, пожаловался компании после того, как купил одну из машин и назвал ее нелепой и некачественной. "Такими и должны быть Феррари" - сказали ему. Ди Монтедземоло и другие лидеры нарушили застой Ferrari, тем самым приведя компанию к успеху.
Вопрос денег
Поговорим о деньгах. Деньги заставляют мир вращаться.
Они позволяют вам:
- Нанимать больше сотрудников
- Проводить более комплексные исследования
- Направлять больше ресурсов на решение проблем
Проблема: как получить больше денег? Почему у одних команд больше денег, чем у других?
Что ж, это довольно комплексный вопрос, но на него можно ответить одним простым фактом: одни люди и команды богаче других. У некоторых команд просто больше денег со старта. Лучший способ заработать больше денег - быть более конкурентоспособным. Будучи лучшим, вы привлекаете больше спонсоров и увеличиваете стоимость ваших акций. Вы также получаете больше призовых денег. Команда, находящаяся в упадке, начинает терять спонсоров и высокопоставленных партнеров, что затрудняет сохранение конкурентоспособности. Подробнее об этом поговорим чуть позже.
Все ли части команды хорошо взаимодействуют?
Машина Формулы-1 - сложная штука. В ней много разных деталей, созданных разными инженерными подразделениями, и все они должны согласовываться и работать как единый механизм. Команды, которые могут это сделать, имеют преимущество.
Давайте посмотрим на Mercedes, когда они стали доминировать в гибридную эру. Есть очень конкретный пример инженерной синергии, который привлек много внимания после того, как их секреты были раскрыты, - их "умный" турбонагнетатель. Технические детали не столь важны, но, вкратце, Mercedes нашла способ повысить эффективность охлаждения своего турбонагнетателя, разделив его пополам в основном двигателе. Это означало, что другие части двигателя могли быть меньше, коробка передач могла быть размещена лучше, а кожух двигателя мог быть более плотным. Поскольку команда Mercedes создавала двигатель, шасси и коробку передач, все подгруппы, работавшие над этими деталями, знали об инновационной конструкции турбонагнетателя и могли соответственно разработать свои собственные конструкции.
Команды-клиенты Mercedes, такие как Williams, проектировали бы окружающие элементы своих автомобилей, не зная точно, какую форму двигателя они получат, и упустили бы такие преимущества. И так со всеми частями машины. Чем больше элементов вы сможете разработать в рамках одной команды, тем лучше вы станете. Это дает заводским командам большое, но не непреодолимое преимущество. Как клиентские команды могут справиться с этим?
Стабильность
Стабильность = наличие надежного автомобиля. Даже если в каждой гонке ты приезжаешь последним, ты собираешь намного больше данных на треке, чем если бы ты сходил на 1-м круге в каждой гонке. Чем больше данных, тем лучше дорожная карта относительно того, куда двигаться дальше с вашей мусорной машиной.
Каждый сезон, когда все остается примерно так же, - это шанс сократить разрыв. Стабильность должна способствовать сближению результатов. В конце концов, в рамках определенного набора фиксированных правил машина имеет свой потолок в развитии. В теории, командам наверху нужно меньше двигаться, чтобы достичь этого почти совершенства, и со временем все должны начать сближаться. В теории. К сожалению, против этого работает эффект снежного кома.
Эффект снежного кома
Снежный ком набирает обороты и размер, скатываясь с холма, как и в случае команд Формулы-1. Это большая проблема, которую FIA и FOM регулярно пытаются решить.
Как мы уже говорили, чтобы быть конкурентоспособным, вам нужны хорошие сотрудники, хорошие пилоты, много денег, отличные технические партнеры и т.д. Самый простой способ получить все это? Как я уже сказал - быть конкурентоспособным. Все хотят работать в лучшей команде. Спонсоры устремляются к победителям, чтобы их логотипы можно было увидеть на всех фотографиях и телевизионных кадрах. Хорошие пилоты идут туда, где у них есть шанс на победу. Призовые и телевизионные деньги также распределяются между победителями, хотя команды, сумевшие выжить достаточно долго, также получают дополнительные деньги.
"Проигравшие" легко могут попасть в "смертельный" водоворот, в то время как победители впитывают все богатство. Победа подпитывает победу, а проигрыш гасит пламя. Но даже попав в этот смертельный водоворот, команда может вновь оказаться на вершине благодаря магии изменения технического регламента.
Изменение регламента
Да, поскольку автоспорт основан на технологиях и развлечении, более вероятно, что регламент будет переписан полностью. А резкое изменение регламента может превратить слабых в сильных.
Изменение технического регламента дает вам возможность вводить новшества, как никогда раньше. Вы можете отказаться от старого рецепта и бросить в котел новые безумные идеи. У вас внезапно появилась возможность построить машину с нуля. С серьезными изменениями регламента вы тыкаете пальцем в небо. Благодаря стабильности, когда вы проектируете и тестируете новую машину на заводе, вы можете взглянуть на успехи других команд за прошедшие годы и иметь хорошее представление о том, к чему вы стремитесь. В моменты изменения регламента вы не знаете, насколько эффективными все будут и будете ли вы конкурентоспособны.
Red Bull Renault довел свою машину до совершенства в рамках регламента 2009-2013-х годов, но в 2014 году резко сдал, в связи с переходом в "гибридную" эру. Понимаете, иногда все сводится к удаче.
Простая удача
Все в Формуле-1 умны, опытны и много работают. Но иногда все дело в том, что звезды сошлись именно для вас, а не для них. Вспомните Brawn GP. Блестящая, сказочная демонстрация таланта, новаторства, упорства и... хорошей удачи. У них действительно все сложилось, ведь год назад они были абсолютно нигде.
Так как же разорвать этот цикл?
Если вы находитесь в середине или внизу таблицы и допустим, ваша команда названа в честь Фрэнка Вильямса, и вам нужно вернуться на вершину, что вы будете делать? У вас есть несколько опций.
Вы можете отказаться от этого года и пораньше начать разрабатывать болид для следующего года. Команды нижней и средней группы могут заняться этим, когда выбывают из борьбы за определенное место в чемпионате. Это одно из преимуществ, которого нет у лучших команд, ведь они должны вкладывать все свои ресурсы в текущую борьбу, в то время как другие команды начинают вкладывать все в болид следующего года. Это действительно хорошо сработало для Брауна. Но в то же время это ужасно сработало для BMW в 2008 году, когда они могли претендовать на титул, но слишком рано сдались и сосредоточились на 2009 году, потому что таков был план. Они не были достаточно гибкими, чтобы понять, что 2008 год - их время сиять. Бедный Кубица.
Еще один способ - переманивать персонал, если ваш кошелек толще, чем у других команд. Крадите сотрудников у других команд, но не крадите их информацию. Будьте уверены, парень из фотокопировального магазинчика вас обязательно сдаст.
Наймите шпиона, который сфотографирует каждый сантиметр в паддоке и на трассе. Слушайте радиопереговоры других команд.
В крайнем случае, придумайте блестящий план и убедите всех инвестировать в вас деньги. У Mercedes и Ferrari это сработало, почему у вас не должно?
Заключение
Все действительно очень просто. Все, что вам нужно сделать, так это придумать отличный план, иметь кучу денег, нанять нужных людей, быть гибким, когда это нужно, стать одной командой, воспользоваться изменениями правил, но также использовать стабильные периоды для роста и иметь капельку удачи. Вот и все, вы конкурентоспособны, поздравляю! Жаль, что Mercedes все еще привозит вам секунду с круга.
#формула 1 #haas #хэмилтон #автоспорт #гонки #шумахер #ferrari #red bull #mercedes #себастьян феттель