Да, я не соригинальничал, решив написать сию статью: на эту тему уже писали, причём неоднократно и на самых разных площадках. Но ничего поделать не могу – очень уж я люблю творчество Николая Васильевича Гоголя в целом и «Вия» в частности.
Помню, как ждал в детстве (которое у меня выдалось без компьютера и без интернета, да и простой видеомагнитофон у меня появился только в подростковом возрасте) очередного показа этого советского фильма.
Помню, как испугался, впервые увидев Вия на экране с его низким голосом и неестественными движениями, спрятал лицо в подушку. Малолетний был, голоштанный, неискушённый...
Не могу пройти мимо «Вия» и как собиратель отечественных фильмов ужасов.
В общем, уважаемые мои читатели, если Вы не пресытились статьями на заявленную тему, то милости прошу.
Фильм «Вий», снятый в СССР в 1967 году, получил немалое количество различных хвалебных эпитетов (среди них и первый советский фильм ужасов, и первый советский блокбастер). Однако первой экранизацией одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя он не стал.
14 (27 по новому стилю) сентября 1909 года состоялась премьера первого российского фильма ужасов и одного из первых российских фантастических игровых фильмов. Назывался он «Вий», был немой и короткометражный, предварялся титром «старинное малороссийское предание по Н. В. Гоголю» и до наших дней, увы, не сохранился. Создатель ленты – Василий Гончаров, параллельно с «Вием» он снимал фильм «В полночь на кладбище» (другое название – «Роковое пари»). «В полночь на кладбище» вышел на экраны 30 января (12 февраля по новому стилю) 1910 года, в настоящее время считается утерянным во времена второй мировой.
Ещё одного «Вия» (также немого и до нас не дошедшего) снял Владислав Старевич. В качестве даты разные источники называют то 1913, то 1918 год. Специалисты же Государственного центрального музея кино относят появление «Вия» Старевича к 1916 году.
Ну а мы вернёмся к картине 1967 года...
Сюжет пересказывать не буду – думаю, он и без того известен всем, кто заинтересовался данной статьёй, как известен тот факт, что панночку сыграла Наталья Варлей.
Но вот озвучивала эту роль другая актриса – Клара Румянова, чей характерный высокий голос узнаваем, благодаря озвучиванию более чем трёхсот советский мультфильмов (это и Заяц из «Ну погоди!», и Рикки-Тикки-Тави, и Чебурашка, и многие, многие, многие другие персонажи).
Первоначально же на роль панночки была утверждена Александра Завьялова (пробовались также Ёла Санько, Светлана Коркошко, Жанна Болотова).
По одной версии Александру Завьялову сняли с роли по настоянию директора киностудии Мосфильм Ивана Пырьева. По другой – по требованию мужа Завьяловой киноактёра Резо Эсадзе.
Иначе должен был выглядеть и сам Вий – похожим на пана сотника. Однако отснятый материал разочаровал руководство Мосфильма (ему вынесли оценку «Слишком реалистичный»), и к работе привлекли киносказочника Александра Птушко. Именно он и создал известный нам костюм Вия.
Роль Вия исполнил акробат Николай Степанов. К съёмкам в качестве «нечистой силы» всего было привлечено 12 гимнастов и 4 прыгуна на батуте. Приглашённые карлики составляли с ними своеобразный контраст. Маски создала художник анимационного кино и скульптор Сарра Мокиль.
«Вий» заслуженно стал одним из лидеров советского кинопроката 1968 года, собрав у экранов 32,6 млн зрителей, а в 1970-х ленту закупили для зарубежного проката в Аргентине (прокатное название «Viy – O Espírito do Mal»), США (прокатное название «Viy or Spirit of Evil»), Финляндии (прокатное название «Velho») и Франции (прокатное название «Vij»).
О кинокартине ходит немалое количество слухов и мифов. Что-то из этого правда (например, то, что во время съёмок Наталья Варлей выпала в результате сбоя в технике из гроба, и её чудом успел подхватить Леонид Куравлёв), что-то вымысел. Существует байка о неком проклятии фильма. Так, с ним связывают пожар в деревянной церкви Пресвятой Богородицы в селе Горохолин Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области, где проходили съёмки (также снимали в казацкой Церкви святого Георгия в посёлке Седнев Черниговской области и в Елецком монастыре Чернигова). Данный пожар случился 20 февраля 2006 года, в результате церковь сгорела дотла.
Особенно интересна легенда, будто бы неудача постигала неоднократные попытки показать фильм «Вий» во время морского круиза. Якобы с началом фильма разыгрывался шторм, который стихал сразу же после прекращения сеанса.
Вот такой у нас получился сегодня выпуск. Завтра я расскажу о других экранизациях моего любимого произведения Николая Васильевича Гоголя («Вия», если кто не догадался).