Найти тему
Заметки Моргора

Фильм «Вий» 1967 года: факты и постеры

Да, я не соригинальничал, решив написать сию статью: на эту тему уже писали, причём неоднократно и на самых разных площадках. Но ничего поделать не могу – очень уж я люблю творчество Николая Васильевича Гоголя в целом и «Вия» в частности.

Помню, как ждал в детстве (которое у меня выдалось без компьютера и без интернета, да и простой видеомагнитофон у меня появился только в подростковом возрасте) очередного показа этого советского фильма.

Помню, как испугался, впервые увидев Вия на экране с его низким голосом и неестественными движениями, спрятал лицо в подушку. Малолетний был, голоштанный, неискушённый...

Не могу пройти мимо «Вия» и как собиратель отечественных фильмов ужасов.

В общем, уважаемые мои читатели, если Вы не пресытились статьями на заявленную тему, то милости прошу.

Кадр из фильма «Вий» 1967 года
Кадр из фильма «Вий» 1967 года

Фильм «Вий», снятый в СССР в 1967 году, получил немалое количество различных хвалебных эпитетов (среди них и первый советский фильм ужасов, и первый советский блокбастер). Однако первой экранизацией одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя он не стал.

14 (27 по новому стилю) сентября 1909 года состоялась премьера первого российского фильма ужасов и одного из первых российских фантастических игровых фильмов. Назывался он «Вий», был немой и короткометражный, предварялся титром «старинное малороссийское предание по Н. В. Гоголю» и до наших дней, увы, не сохранился. Создатель ленты – Василий Гончаров, параллельно с «Вием» он снимал фильм «В полночь на кладбище» (другое название – «Роковое пари»). «В полночь на кладбище» вышел на экраны 30 января (12 февраля по новому стилю) 1910 года, в настоящее время считается утерянным во времена второй мировой.

Кадр из фильма «В полночь на кладбище» («Роковое пари»)
Кадр из фильма «В полночь на кладбище» («Роковое пари»)

Ещё одного «Вия» (также немого и до нас не дошедшего) снял Владислав Старевич. В качестве даты разные источники называют то 1913, то 1918 год. Специалисты же Государственного центрального музея кино относят появление «Вия» Старевича к 1916 году.

Ну а мы вернёмся к картине 1967 года...

Сюжет пересказывать не буду – думаю, он и без того известен всем, кто заинтересовался данной статьёй, как известен тот факт, что панночку сыграла Наталья Варлей.

Панночка в исполнении Натальи Варлей
Панночка в исполнении Натальи Варлей

Но вот озвучивала эту роль другая актриса – Клара Румянова, чей характерный высокий голос узнаваем, благодаря озвучиванию более чем трёхсот советский мультфильмов (это и Заяц из «Ну погоди!», и Рикки-Тикки-Тави, и Чебурашка, и многие, многие, многие другие персонажи).

Клара Михайловна Румянова
Клара Михайловна Румянова

Первоначально же на роль панночки была утверждена Александра Завьялова (пробовались также Ёла Санько, Светлана Коркошко, Жанна Болотова).

Александра Семёновна Завьялова
Александра Семёновна Завьялова

По одной версии Александру Завьялову сняли с роли по настоянию директора киностудии Мосфильм Ивана Пырьева. По другой – по требованию мужа Завьяловой киноактёра Резо Эсадзе.

Иначе должен был выглядеть и сам Вий – похожим на пана сотника. Однако отснятый материал разочаровал руководство Мосфильма (ему вынесли оценку «Слишком реалистичный»), и к работе привлекли киносказочника Александра Птушко. Именно он и создал известный нам костюм Вия.

Роль Вия исполнил акробат Николай Степанов. К съёмкам в качестве «нечистой силы» всего было привлечено 12 гимнастов и 4 прыгуна на батуте. Приглашённые карлики составляли с ними своеобразный контраст. Маски создала художник анимационного кино и скульптор Сарра Мокиль.

Вий и прочая «нечистая»
Вий и прочая «нечистая»

«Вий» заслуженно стал одним из лидеров советского кинопроката 1968 года, собрав у экранов 32,6 млн зрителей, а в 1970-х ленту закупили для зарубежного проката в Аргентине (прокатное название «Viy – O Espírito do Mal»), США (прокатное название «Viy or Spirit of Evil»), Финляндии (прокатное название «Velho») и Франции (прокатное название «Vij»).

О кинокартине ходит немалое количество слухов и мифов. Что-то из этого правда (например, то, что во время съёмок Наталья Варлей выпала в результате сбоя в технике из гроба, и её чудом успел подхватить Леонид Куравлёв), что-то вымысел. Существует байка о неком проклятии фильма. Так, с ним связывают пожар в деревянной церкви Пресвятой Богородицы в селе Горохолин Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области, где проходили съёмки (также снимали в казацкой Церкви святого Георгия в посёлке Седнев Черниговской области и в Елецком монастыре Чернигова). Данный пожар случился 20 февраля 2006 года, в результате церковь сгорела дотла.

Особенно интересна легенда, будто бы неудача постигала неоднократные попытки показать фильм «Вий» во время морского круиза. Якобы с началом фильма разыгрывался шторм, который стихал сразу же после прекращения сеанса.

Вот такой у нас получился сегодня выпуск. Завтра я расскажу о других экранизациях моего любимого произведения Николая Васильевича Гоголя («Вия», если кто не догадался).