Найти тему
Гипермышление

Как узнать состояние вашего бизнеса за 30 минут

Попробую привести пример опросника, который может пролить свет на то, как вы видите и как управляете вашей компанией.

Я бы это назвал блиц-диагноз. И у вас есть возможность его пройти за 30 минут. Если будет полезно - ставьте лайк, если хотите узнать продолжение - пишите, подскажу как провести углубленную диагностику.

Итак, чтобы получить максимальный эффект, вы должны быть честны с самим собой, не пытайтесь понравиться мне или угадать "правильный ответ", таковых в менеджменте может быть много, и при этом ни один может вам не подходить. (Прямо как в магазине одежды, пиджаков много, даже малиновый, а ни один не подходит.)

Для начала я задам два квалификационных вопроса:
1. Являетесь ли вы собственником или руководителем компании?
а) "ДА" - продолжайте отвечать на вопросы.
б) "НЕТ" - можете не отвечать.

2. Сколько людей работает в вашей компании?
а) от 30 - до 150 - продолжайте отвечать
б) до 15 - можете не отвечать, так как вы сами все знаете.
в) свыше 100 - скорей всего потребуется дополнительная информация, возможно личная встреча.

Если оба раза вы ответили а) и а), то можете переходить к вопросам по существу:

А. Какова ваша цель в бизнесе?
(выберите цифру на шкале от 1 до 5 которая соответствует вашим убеждениями, образу действий или пониманию вопроса)

(1) Цель руководителя в бизнесе - получение прибыли;
(3) Цель руководителя в бизнесе - удовлетворение клиента;
(5) Цель руководителя в бизнесе - развитие сотрудников;

Б. Организация (как метафора) для вас это ... ?
(выберите ответ, который ближе всего к вашей позиции или пониманию, если есть сомнения (1) или (3), то ответ будет посередине (2). Аналогично в случае, если затрудняетесь выбрать между ответами (3) и (5))

(1) Организация - это инструмент достижения поставленных целей;
(3) Организация - это живой организм со своими потребностями;
(5) Организация - это культурный феномен: правила, нормы и ценности.

В. Как часто в вашей компании проводятся орг. собрания с участием сотрудников?

(1) Один раз в год;
(3) Один раз в неделю;
(5) Один раз в день;

Г. В процессе коммуникации прежде всего важно:

(1) Поставить задачу и объяснить кто и что должен делать;
(3) Обменяться мнениями и услышать друг друга;
(5) Помочь другим участникам понять друг друга;

Д. Принятие решений в компании в основном происходит…?

(1) Решения принимают в соответствии с регламентами и процедурами;
(3) Решения принимаются руководителями подразделений/рабочих групп;
(5) Решения принимаются коллегиально в ходе групповых обсуждений;

Е. Качество для вас это?

(1) Стандарты и нормативы;
(3) Операционный приоритет в конкурентной борьбе;
(5) Появление чего-то нового, отличного от того, что есть;

Ж. Конкуренция на рынке – это …?

(1) Потенциальный источник угроз и неприятностей для компании;
(3) Естественный процесс, что побуждает необходимость изменений;
(5) Все мы делаем одно дело, хоть и по-разному, и можем сотрудничать;

З. Стратегия компании – это …?

(1) Долгосрочный стратегический план, принятый к выполнению;
(3) То, чем продукт нашей компании выгодно отличается от конкурентов;
(5) Инициативы, идущие от само-управляемых команд;

И. Управления изменениями – это …?

(1) Необходимость подстраиваться под постоянные изменения;
(3) Способ найти более эффективную форму работы;
(5) Поиск новых форматов для организации и сотрудничества;

А теперь после того, как вы ответили на эти вопросы, пришло время узнать у нашего "доктора" организационный диагноз.

Наш доктор!
Наш доктор!

Итак, поскольку состояние организации невозможно измерить каким-то одним показателем (как температуру тела), то мы будем опираться на три показателя:

СО - Состояние организации как системы.
СВ. Стратегический выбор.
СМ. Стиль менеджмента.

-3

По горизонтали у нас "СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ"
попробуем ее просчитать по вашим ответам:
СО = "Б" + "В" + "Е"
"Б"
- представление об организации;
"В" - частота организационных коммуникаций;
"Е" - представление о качестве;

По вертикали у нас "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРАТЕГИИ"
положение определяется по формуле:
СВ = "Ж" + "З" + "И"
"Ж"
- представление о конкуренции;
"З" - представление о стратегии компании;
"И" - отношение к организационным изменениям;

По диагонали у нас "СТИЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА"
положение определяется по формуле:
СМ = "А" + "Г" + "Д"
"А"
- цель менеджмента в организации;
"Г" - задачи коммуникации в организации;
"Д" - принятие решений в организации;

Пример самооценки:

После ответов на вопросы мы получили следующие показатели:
СО = 12 баллов
СВ = 9 баллов
СМ = 8 баллов

Итого, визуально картина выглядит так:

-4

СО = 12 баллов,
это можно трактовать, так то, что организация представляет достаточно системное и гибкое внутреннее строение, прямо можно сказать, что перед нами "без пяти минут бирюзовая организация".

СВ = 9 баллов,
это можно трактовать, что организация находится на конкурентном рынке и имеет определенную стратегию. Нельзя назвать стратегию архаичной (типа долгосрочного плана), как и то, что организация создает преимущества по всем фронтам (несколько школ стратегии).

Руководствуясь этими двумя параметрами мы можем определить место организации на карте 3х3 - слот где "возможности организации ограничиваются стратегией". Положение достаточно продвинутое, и внутренний потенциал полностью не реализован на рынке.

СМ = 8 баллов,
т.е. преобладающий стиль управления где-то рядом с "традиционным", близок к инженерному менеджменту или "
управлению по задачам".

Следует отметить появление разрыва между состоянием организации и стилем менеджмента. Это может стать фактором сдерживания стратегии (9 баллов), так и может вернуть систему организации к иерархическому строению, формализовать существующие отношения и заморозить дальнейшие организационные изменения.

Что делать?

Во-первых, надо отметить, что это предварительная диагностика организации, и для более точного ответа нужно провести детальное знакомство с организацией, технологическим укладом, проводимыми изменениями и ее стратегией.

Во-вторых, существующее положение в организации можно оживить элементами корпоративной культуры, которые могут компенсировать стиль управления и недостающие организационные элементы.

В этом случае элементы корпоративной культуры: правила, установки и принципы могут сделать организацию более открытой к новому опыту (в том числе опыту конкурентов), путем организационного обучения (например с технологией "МобиТрен") и обмену знаниями в области "лучших практик" и "усвоенных уроков".

Что касается стиля управления, то здесь требуется изучить стиль управления руководителей и менеджеров разных структурных подразделений, чтобы понять какие инструменты управления повлияли на существующую корпоративную культуру.

-5

Вот пожалуй и все...