Когда на экраны выходит очередная российская киноподелка о Второй мировой войне, наверняка многие из нас в этот момент думают: «Очередное… Зачем?». Стоит признать: Россия любит снимать на тему ВОВ. Заметили это и за бугром, а именно в Великобритании. Журналист The Guardian Алекс Кокс пытается понять, почему Россия так любит снимать военное кино.
___________________
Героизм, трагедия - и много танков... Российская одержимость войной так же сильна, как и западная, но она передает совсем другое послание.
Вторая мировая война закончилась - как мы все знаем - 75 лет назад (прим. - ориг. статья 2020 года). С тех пор произошло множество событий, но война не перестает будоражить ума политиков и создателей крупнобюджетного кино. Фильмы не создаются случайно – для съемок многочисленных и дорогостоящих фильмов о давних событиях всегда есть причина.
Фильмы о войне - это не исторические документы, а знаки нашего времени. Фильм "Спасти рядового Райана" убедил нас в том, что американцы ведут войны справедливо и с моральной совестью. Мегабюджетный "Перл-Харбор" отвечал требованиям "Проекта нового американского века". Фильм "Дюнкерк" импровизировал выход Британии из Европы.
В России, однако, все совсем по-другому. В 1985 году режиссер Элем Климов снял подлинно антивоенный фильм: "Иди и смотри". Но такое случается редко. Что может сказать нам нынешнее поколение российских фильмов о войне? Я сел смотреть столько фильмов, сколько смог. Большинство из них находятся в тени фильма Климова и презирают войну. Но они сделали это с совершенно разными бюджетами и разными способами.
Брестская крепость (2010)
Первый фильм, который я посмотрел, был одним из самых грандиозных. С большим актерским составом Александр Котт показал оборону крепости в Беларуси, которая в течение девяти дней сдерживала продвижение нацистов. Как и в других фильмах, которые я видел, сцены идиллии неизбежно сменяются внезапной атакой снарядов, минометов и танков. Пятая колонна проникает в форт и сеет смуту. За этим следуют героизм, трагедия и убийства с применением бомб и огнеметов. Есть много сильных моментов. Сдающиеся войска сталкиваются с нацистским офицером в стиле Геббельса, который взывает: "Комиссары, евреи, коммунисты - сюда...". Измученный комиссар Фомин объявляет себя всеми тремя. Это сложная, умная военная картина, с производственными ценностями и сложностью "Моста через реку Квай".
Сталинград (2013)
При стоимости в $30 млн. это самый дорогой из этих фильмов, и он принес приличную прибыль как на родине, так и за рубежом. Как и в американском кино, гигантизм не значит добро, и трудно оценить эту 3D-феерию на маленьком экране. Вероятно, трудно было бы насладиться им и на экране Imax, поскольку преувеличенные требования 3D (героическая пехота, атакующая камеру во время пожара) придают "Сталинграду" всю глубину и серьезность Перл-Харбора.
Битва за Севастополь (2015)
Еще один фильм, страдающий гигантизмом, а также неправдоподобностью сюжета: это действительно биография советского снайпера Людмилы Павличенко. Павличенко играет Юлия Пересильд, красивая, загадочная и не очень интересная актриса - правда, сценарий ей дал мало работы. Фильм пытается решить моральную проблему снайперства, но его отягощает нечеткая структура воспоминания в воспоминании, а также поистине ужасная актерская игра (русские играют американцев). Было бы неплохо увидеть монтаж фильма без попсовых песен, сопровождающих сражения, и без большинства американских сцен.
Подводя итог: крупнобюджетные российские фильмы склонны перенимать современные экшн-стратегии западных фильмов, с размытыми, высококонтрастными флешбэками, ускоренным действием, замедленной съемкой, экстремальным звуковым оформлением. Что нам хотят сказать? Что русские - выжили. Жесткие, но человечные. Многонациональные: окоп с ирландцем, итальянцем и евреем становятся окопом "Мосфильма" с кавказцем, казахом и евреем. И всегда присутствуют женщины и дети - потому что русские воюют на русской земле.
Прежде всего, это послание о постоянно присутствующей опасности. Дружба с сильными в военном отношении государствами существует только до тех пор, пока ее не разорвут. Потом прилетают снаряды, самолеты и танки. Здесь нет сочувствующих немцев: в "Крепости" звук немецкого голоса неминуемо предвещает ужас. Но смысл не просто в том, что немцы = плохо. Враг обычно идентифицируется как нацист; нацисты должны быть уничтожены. В конце "Белого тигра" Гитлер замечает, что долгосрочный западный проект, который он только пытался осуществить, заключался в уничтожении русских.
Я не уверен, что это так. Я думаю, тот факт, что я могу писать это и смотреть эти фильмы, показывает, что антироссийские настроения не являются всеобщими, что антироссийский проект еще не полностью овладел нашим национальным нарративом. Один из лучших способов узнать страну - место, которое вы, возможно, никогда не посетите, особенно в годы эпидемии - это изучение ее фильмов. Персонажи могут говорить на другом языке, но киноязык универсален, и здесь можно многому научиться.
________________
P.S. С целью максимально сократить объем статьи из нее были вырезаны главы о фильмах "Белый тигр", "Дорога на Берлин" и "28 панфиловцев". Оригинал вы можете увидеть по этой ссылке: theguardian.com/film/2020/sep/01/russian-war-films-fortress-of-war-white-tiger