Найти тему
РОКЛЯ

Итоги 2021

В последней публикации в 2021, РОКЛЯ, в соответствии с собственной традицией, подводит итоги уходящего года.

СОБЫТИЕ ГОДА: Фейковая пандемия. Год 2-й

Фейковая #пандемия, показавшая возможности внезапного и радикального рукотворного изменения мира, под надуманным предлогом и при ряде необходимых условий, продолжается 2-й год.

На рок-музыке, находящейся в финальной стадии своего развития, эта продолжающаяся акция оказывает самое негативное действие. Фестивали и сольные концерты продолжали переноситься, и в 2021 некоторые концертные даты стали третьими, а в некоторых случаях - четвертыми для одних и тех же событий. Некоторые туры, изначально планировавшиеся на 2020, и перенесенные сначала на 2021, а затем и на 2022, вновь перенесены на 2023...

При этом, действующее законодательство дает возможность организаторам мероприятий продолжать переносы практически бесконечно. На данный момент очевидная логика, что любые переносы должны иметь разумный предел, а также то, что законы физического мира могут сделать невозможным посещение многократно переносимого концерта, не актуализирована.

О нынешнем этапе развития рок-музыки как жанра искусства, говорилось в обзоре "Теория поколений".

перенос перенесенных концертов продолжался весь 2021
перенос перенесенных концертов продолжался весь 2021

Главное отличие оканчивающегося года от 2020 - начало вакцинации как крайне сомнительной акции, в глобальном масштабе.

Разумеется, эта акция коснулась и рок-сообщества. Прежде всего, разделились мнения музыкантов относительно ее необходимости. Я бы разделил музыкантов по отношению к вакцинации на две группы: поддержавшие ее, и отмолчавшиеся.

Увы, не нашлось среди музыкантов своего Егора Бероева, который бы, во-первых, публично и ясно озвучил мнение о том, что каждый человек сам вправе распоряжаться своей жизнью, здоровьем и судьбой, что здоровье и тело человека - его личная забота, выбор и ответственность, а во-вторых, что разделять людей по отношению к своему здоровью на сорта, с выдачей временных QR-аусвайсов с временным правом на жизнь - неправильно. Очевидно, среди известных музыкантов преобладает прагматичный подход к ситуации (раз всеобщая вакцинация - условие восстановления концертной индустрии, то нужно пойти на это), и это показывает, что ассоциации рок-музыки с протестом, бунтарством и вообще всякого рода нонконформизмом, давно устарели.

Примерами музыкантов первой категории могут служить Роб Хэлфорд, Брюс Дикинсон, Себастьян Бах, Джин Симмонс и многие другие. Этих уважаемых маэстро так и хочется попросить: не рассуждайте, тем более в категоричном императиве о том, в чем ничего не понимаете!

Ярким примером музыкантов второй категории стал Юрий #Шевчук. Этот маститый борец за свободу и гражданские права, десятилетиями активно участвующий в многочисленных акциях за защиту Шихан, Химкинского леса, гонимых журналистов, оппозиционеров, и многих-многих других, на этот раз - о чудо! - по поводу принудительной вакцинации, затронувшей интересы, жизни, здоровье, и судьбу десятков миллионов людей, не обмолвился ни полусловом...

Такие популярные рок-исполнители, как Сплин, ДДТ, Мумий тролль, Кипелов, и многие другие - сразу и вполне лояльно выразили отношение к формату "covid-free" проведения концертов, или просто спокойно стали частью такой системы.

Официальный сайт ДДТ, октябрь 2021: "Дорогие, друзья! Концерты, проводимые в формате COVID-free становятся нашей реальностью. Просим вас быть готовым к тому, что ближайшее время такая практика станет повсеместной, и проход на концертные площадки станет возможным только при предъявлении сертификата о прохождении вакцинации от COVID-19, справки о наличии противопоказаний к вакцинации, справки о перенесенном заболевании в течении шести месяцев, и предъявлении удостоверения личности".

Юрий Шевчук упоминался в обзоре "Галерея лиц", и, пожалуй, весной я поторопился поставить его на второе место в своем рейтинге уважаемых музыкантов...

В этой ситуации категорически высказался тот, от кого я этого совсем не ожидал. Константин Кинчев, уже 30 лет активно поддерживающий правящую власть, отказался, как и, например, Эрик Клэптон, выступать перед дискриминированной баночками с анализами аудиторией.

Константин Кинчев: "В связи с возникшими требованиями к проходу на фестиваль "Чернозем", которые ведут к сегрегации зрителей, группа "Алиса" вынуждена отказаться от участия в этом мероприятии. В нашем понимании, поход на концерт должен сопровождаться только билетом, а не пропуском из медицинского учреждения или неожиданной сдачей анализов".

Таким образом, рок-сообщество, как часть общественности, разделилось на послушное большинство и критически мыслящее меньшинство.

И вот какой вопрос иногда занимает меня: а как бы сейчас повели себя ушедшие рок-герои? Виктор Цой, Егор Летов, Янка Дягилева... Отмалчивались бы, рекламировали бы вакцинацию, выступили бы против?..

события развиваются в направлении, когда вход на концерт и другие мероприятия будет сопровождаться проходами через заграждения физического и электронного характера
события развиваются в направлении, когда вход на концерт и другие мероприятия будет сопровождаться проходами через заграждения физического и электронного характера

Фейковая пандемия, увы, продолжается...

КОНЦЕРТ ГОДА - Joe Lynn Turner (не состоялся)

Концерт знаменитого американского певца стал первым, для которого появилась четвертая дата (по крайней мере, из тех концертов, на которые я бы сходил - изначально он планировался к 30-летию альбома "Slaves & Masters"...).

бесконечный перенос концерта JLT
бесконечный перенос концерта JLT

ПЕСНЯ ГОДА - "Джин" (#Сплин)

"Джин", песня из разряда "все гениальное просто", явно написана человеком с вневременным спокойствием, она словно внушает между строк: "Все будет хорошо, все когда-то заканчивается, все ерунда по сравнению с вечностью"...

Гипнотизирующие, шамански повторяющиеся строчки "я пью свой джин, я все еще жив...", на мой взгляд, стоит понимать не буквально, а гораздо шире, как "я несу свой крест, я реализую свою карму".

КЛИП ГОДА - "The Writtig up the Wall" (#Iron Maiden)

"The Writtig up the Wall" - мой фаворит с "Senjutsu", нового альбома Iron Maiden. В этой, несколько нехарактерной для группы песне, есть приятный, захватывающий внимание, среднетемповый кач и налет southern rock. И быть бы "Письменам на стене" Песней года, если бы не "Джин"...

Зато, на песню был снят отличный клип, в котором лично мне видятся мотивы рукотворно уничтоженного мира (например, с помощью фейковой пандемии):

...По пустыне, в которой угадываются следы давно минувшей цивилизации, двигается процессия из элиты, владеющей супер-оружием, и сопровождающих ее немногочисленных оставшихся в живых представителей низшего сорта народонаселения. Процессия двигается к некоему вертепу, в котором правит бал Князь мира сего, даже сохранивший пару экземпляров обычного, доапокалиптичного человека в качестве экспоната и батареек.
По счастью, находится некий Белый воин со свитой верных воронов, которые "разносят гадюшник", а из освобожденных девственных людей явно готовятся, под руководством Эдди, создать новое человечество...

Жаль только, у нас нет под боком такого Белого воина, и выбраться из нынешней духовно-технологической ямы нам могут помочь только осознанность, бдительность и критическое мышление.

СЛОГАН ГОДА - "Have You Seen the Writing on the Wall?"

Брюс Дикинсон сочинил к песне "The Writtig up the Wall" отличный, яркий текст с массой емких образов:

"...Это все, что от нас осталось, это то, чем мы стали
У нас были великие империи, но теперь империи нет
Время жизни, дарованное нам мертвецами, истекло
Мы одержали верх, мы поработили сами себя
Земля надежды и славы возводит кладбища для храбрецов..."

Поэзии песен Iron Maiden ранее был посвящен обзор "Готический стиль".

ПЕРЕОТКРЫТИЯ ГОДА

На фоне аномально холодной зимы и апокалиптичных событий за окном, у меня получилось по-новому оценить два doom/gothic коллектива.

Германцы Crematory, исповедовавшие в 1990-х мрачный и агрессивный doom, в свое время почти прошли мимо меня, но в уходящем году две их пластинки - одноименный альбом 1996, и следующий, "Awake" (1997), пришлись явно ко двору.

Еще больше помогали справляться с давлением мрака британцы #Mу Dying Bride.

Из старых песен коллектива я открыл прекрасный, депрессивный трек "The Poorest Waltz".

А тут пришло и время изучать новый альбом группы, "The Ghost of Orion" (2020). 3-4 трека с него очень хороши.

Но куда больше альбома мне понравился "Macabre Cabaret", трехпесенный сингл Умирающей невесты того же странного, 2020 года.

Группа My Dying Bride ранее упоминалась в обзоре "Зал ожидания (часть 1)".

АЛЬБОМ ГОДА - нет

Как и в 2020, целый ряд исполнителей выпустил в 2021 свои новые студийные альбомы. К сожалению, как отдельная единица ни один из них меня не порадовал, и ни один из них альбомом года я назвать не могу. Увы, их успех весьма фрагментарен.

#Lake of Tears в феврале выпустили "Ominous", первый за 10 лет, и 9-й
в общем счете, студийный альбом. Альбом весьма неплох, но его эмоциональный спектр слишком узок, и все ощущения при прослушивании колеблются между отчаянием и депрессией. В отличие от альбомов 1990-2000-х, здесь нет атмосферы сказочности, загадочности, мистики и космической бездонности, и именно этим он проигрывает другим пластинкам коллектива.

Обзор творческого пути Lake of Tears сделан в обзоре "Возвращение ворона", который вышел первым в уходящем году.

Blaze Bayley, как и обещали, выпустили в марте свой новый альбом под названием "War Within Me".

Безусловно, это интересная запись, но, как и предшествующая ей трилогия, она звучит вторично и пресно по сравнению с прекрасными, яркими альбомами 2000-х. Я отметил для себя только две закрывающие альбом композиции.

Бывшие коллеги Блэйза, Iron Maiden, выпустили в сентябре "Senjutsu", 17-й студийный альбом. В моем представлении он превосходит две предыдущие пластинки и вполне сравним с "A Matter of Life and Death" (2006), что, по нынешним временам, весьма неплохо.

О песне "The Writtig up the Wall" с альбома шла речь выше.

Рейтинг студийных альбомов Iron Maiden представлен в обзоре "Алый рейтинг".

#ДДТ выпустили в октябре "Творчество в пустоте", 22-й студийный альбом. Многие из тех, кому альбом не понравился, уже поспешили назвать его "пустотой в творчестве" - и они, пожалуй, правы. Даже положительные отзывы и рецензии на альбом патриархов нетяжелой рок-сцены больше напоминают оправдания этого пустомногословия на фоне минимальных музыкальных изысканий.

Лично для меня "Творчество в пустоте" - третий подряд неудачный альбом ДДТ, так что я от этого, некогда очень любимого коллектива, давно ничего впечатляющего не жду. И все же, три песни я для себя выделил: искрометную, открывающую альбом "Муху" с интересным налетом jazz/funk, лиричную "Солнце взойдет", напоминающую о лучших временах группы, и "Тень на стене", которой уже был посвящен отдельный обзор.

#Deep Purple 26 ноября выпустили 22-й студийный альбом, полностью состоящий из кавер-версий песен других исполнителей. Лично я ничего не имею против идеи записать альбом каверов, но результат не впечатлил. Нет, Deep Purple играют просто изумительно, но вот звучат эти версии совсем не "по-перпловски".

Ближе всего к звучанию Deep Purple мне показалась "Shapes Of Things" (The Yardbirds cover), остальные треки звучат в духе 1960-х.

Возможно, что когда в альбомы группы включалось по 1-2 таких кавера, они смотрелись интересно на фоне остального материала (приведу в пример "Roadhouse Blues" с "Infinite" (2017)), а здесь, при прослушивании альбома я постоянно ловил себя на ощущении, что слушаю другую группу.

Конечно, можно привести в пример и "Purple Album" (2015) от Whitesnake, который звучит вполне аутентично. Но, во-первых, на "Пурпурном альбоме" размещены кавер-версии на песни только одной группы, а во-вторых эти песни охватывают только "эпоху Ковердейла".

Ну а ветераны heavy/power, московская группа Легион, представила сингл "Восстание машин" с уже записанного нового альбома "Отблески будущего", выход которого состоится уже в следующем году.

Песня показалась мне выдержанной в духе наиболее агрессивных вещей с предыдущего альбома, "Двойная звезда" (2017), и не очень характерной для Легиона. Впрочем, новый альбом группы обещает быть концептуальным, и поэтому каждую из песен с него можно будет полнее оценить только в общем контексте.

СИНГЛ ГОДА - "Не поедем никуда" (Василий Шумов)

Василий Шумов, находящийся в доброкачественной творческой стагнации, почти весь 2021 с завидным постоянством выкладывал в Сеть свои синглы из программы "Драм-машина, гитара и я".

Среди них я отметил трек "Не поедем никуда". В нем, как мне кажется, проснулся "тот самый" Василий Шумов - острый на язык, меткий на метафоры, едкий в своих наблюдениях.

обложка сингла
обложка сингла

Василий Шумов ранее упоминался в обзорах 2021 "Галерея лиц", "Введение в Шумоведение" и "Шумоведение".

КНИГА ГОДА - нет

Я с удовольствием прочитал роман Юрия Мамлеева "Мир и хохот", но он показался мне немного слабее "После конца" - другого произведения, которое больше подходит к текущей печальной ситуации.

ФИЛЬМ ГОДА - нет

Меня не удивил ни один увиденный в 2021 фильм, но происходящее очень напоминает французский шедевр "Wrong" (2012).

"Wrong" рекомендуется к просмотру тем, кому нравится Центр в музыке, Ерофеев в литературе и Дали в изобразительном искусстве
"Wrong" рекомендуется к просмотру тем, кому нравится Центр в музыке, Ерофеев в литературе и Дали в изобразительном искусстве

НОСТАЛЬГИЯ ГОДА - "Химера" (#Ария)

20 лет назад вышел третий и последний альбом 5-го состава группы Ария под названием "Химера".

Несмотря на все свои недостатки, по прошествии лет он взывает лишь теплую ностальгию - по временам 5-го состава, у которого была какая-то своя, особая магия, когда вокалистом группы был Валерий Кипелов, музыка выходила на физических носителях, люди на концертах смотрели концерт, а не снимали дрожащую картинку с какофонией, да и вообще, когда концерты - были (по крайней мере, на них можно было пройти с билетом, а не после предоставления разных частей тела для исследования).

Об этом альбоме ранее говорилось в обзоре "Эпоха Химеры".

Об особом значении 5-го состава в истории группы также упоминалось в обзоре "Последний Закат".

РОКЛЯ: Итоги и планы

В 2021 на канале РОКЛЯ выложено 57 публикаций. Таким образом, на настоящий момент их общее число достигло 111, а число подписчиков, между тем, уверенно приближается к полутора тысячам.

Обзор "Другой дорогой" вначале имел иное название и более жесткое содержание, но не был допущен в таком виде к публикации, поэтому опубликованный вариант имеет куда более компромиссное содержание. Кстати, несмотря на упоминание в нем Ритчи #Блэкмора, обзор набрал чисто символическое количество просмотров.

Зато, рекорд обзора "Напрасные годы" был мной совсем не ожидаем. За первые 10 дней после публикации его просмотрели более 38 тысяч посетителей Дзен, а на данный момент у него более 80 тысяч показов. (Большее количество только у обзоров, посвященных Pink Floyd, Deep Purple и Iron Maiden).

В августе с бессменным руководителем московского фэн-клуба Deep Purple "The House of Purple Light" Михаилом Гурьевым была достигнута договоренность об эксклюзивном интервью для канала РОКЛЯ. Михаил очень вяло ответил на первые три вопроса, а затем написал, что "очень занят", и больше на связь не выходил. (К сожалению, это не первый пример странного поведения от членов этого клуба, и ведущих сайт deep-purple.ru).

В сентябре такое же предложение было пресс-секретарю ДДТ Юлии Сироте - ответа не было, хотя, от комментариев 5-6 вопросов она бы, я думаю, "не развалилась", как и от просто вежливого отказа....

Зато Василий Герардович Шумов, другой маэстро, не только высоко оценил обзор "Введение в Шумоведение", но и прислал крайне ценные уточнения и дополнения к материалу, который и был внесен в уже опубликованный материал. (Так что, тем, кто прочитал этот обзор в течение первых дней, рекомендуется его перечитать в дополненном варианте).

Более того, Василий дал для канала эксклюзивное интервью, которое можно прочитать в дилогии "Шумоведение".

В одной из первых публикаций в новом году будет опубликовано эксклюзивное интервью еще одного именитого музыканта - пусть это будет первой интригой нового сезона РОКЛЯ.

Планы на 2022

В 2022 на канале планируются следующие публикации:

Pink Floyd - 35 лет альбому "A Momentary Lapse of Reason"

Deep Purple - 35 лет альбому "The House of Blue Light", 5 лет альбому "Infinite"

Iron Maiden - 30 лет альбому "Fear of the Dark", 10 лет североамериканскому туру "Maiden England"

Легион - 15 лет альбому "Мифы Древности"

Черный кофе - 30 лет альбому "Леди Осень", 20 лет альбому "Белый ветер"

Центр - 40 лет альбому "Трамвайное депо"

ДДТ - 40 лет альбому "Свинья на радуге", 30 лет альбому "Актриса Весна", 30 лет программе "Черный пес Петербург", 20 лет альбому "Единочество I"

Мумий тролль - 20 лет альбому "Меамуры"

Nautilus Pompilius - 30 лет альбому "Чужая земля", 25 лет альбому "Яблокитай"

Гражданская оборона - 25 лет альбому "Солнцеворот"

Paradise Lost - 25 лет альбому "One Second"

Tiamat - 30 лет альбому "Clouds", 20 лет альбому "Judas Christ", 10 лет альбому "The Scarred People"

прочее - обзор "Забытая Рок-Москва", рейтинги студийных альбомов, обзоры творческого пути, интервью, Итоги 2022

Яндекс-картинки
Яндекс-картинки

Дорогие подписчики, друзья и читатели РОКЛЯ! Благодарю Вас за внимание к каналу, адекватные комментарии, обоснованную критику и предложения!

Пишите и Вы в комментариях о своих достижениях и неудачах, открытиях и разочарованиях уходящего года.

Следующая публикация намечена на 1 января 2022.

С новым 2022!

Удачного Нового года!