К лучшему и наиболее распространённому оружию Великой Отечественной войны солдаты с полной уверенностью относили дивизионную 76-мм пушку ЗИС-3. Надёжные, неприхотливые, простые в производстве и имеющие относительно небольшой вес они составляли базовую основу советской артиллерии в борьбе с врагом.
Но оказалось, что при начале её производства главный конструктор В. Грабин без преувеличения рисковал собственной головой. А начиналось всё на заводе № 92 в городе Горьком. Ровно через месяц после начала войны пушку ЗИС-3 демонстрировали во дворе Наркомата обороны маршалу Г. Кулику, который в это время отвечал за подготовку артиллерии.
Последовало успешное выполнение разных команд. Затем Грабин уведомил, что производство пушки обойдётся втрое дешевле, чем Ф-22 УСВ, поскольку можно будет использовать уже налаженное производство лафетов от ЗИС-2, это же ускорит выпуск. Поэтому конструктор предложил вместо Ф-22 начать выпуск ЗИС-3.
Всех, кто участвовал в испытаниях, Кулик пригласил в свой кабинет. Затем он улыбнулся, помолчал и полностью «разнёс» проект Грабина по новой пушке. Генерал-полковник был настолько ошеломлён этим решением, что тут же ушёл с совещания. Его никто не остановил. Все, кто работали над проектом, отлично поняли состояние конструктора, а Кулик упивался важностью своего решения.
Ко времени приезда в свой город Грабин решился на невероятное решение – ставить пушки на производство нелегально, чтобы они оправдали в бою и своё существование, и его решение. В сталинские времена, в военный период, против воли начальства начать самовольный выпуск военного вооружения было безумным риском. Не сразу, но его поддержал директор завода. Возможно, на крайний случай он надеялся уцелеть, поскольку был женат на сестре Л. П. Берии. Но… Скорее всего, это было лишь утешением.
За ночь собрали несколько пушек и предъявили их военному представителю. Разумеется, он официально отказался принять орудия, но честно доложил «наверх» о их прекрасных качествах.
Пушки неофициально пошли на фронт. Положение было настолько тяжёлым, что доставали даже способные стрелять музейные экспонаты. А здесь приходили новёхонькие пушки! В случае обнаружения дефектов на фронте, производителям пришёл бы конец. Но из частей пошли благодарности и просьбы давать побольше новых пушек.
Грабин набирался смелости и терпения, чтобы «легализовать» своё «детище». 4 января 1942 года состоялось очередное заседание Государственного комитета обороны. Там дело дошло до того, что Сталин перешёл на повышенный тон в отношении конструктора. Но на следующий день позвонил Грабину сам. Он назвал пушку ЗИС-3 революцией в технике и выразил свою поддержку.
Решив идти до конца, Василий Гаврилович снова начал рассказывать Иосифу Виссарионовичу о преимуществах, простоте и дешевизне пушки, попросил показать её товарищу Сталину лично. Не слишком охотно, но глава государства выразил согласие на встречу.
На следующий день большая группа военных и руководителей государства во главе со Сталиным вышла во двор Кремля, чтобы осмотреть новую пушку. Глава государства дал указание начальнику артиллерии оценить механизмы наведения практически. Всё работало отлично, но Сталин заметил важную деталь – следовало увеличить высоту щита для лучшей защиты бойцов.
В конце осмотра, длившегося несколько часов, Иосиф Виссарионович отлично оценил пушку, дал «добро» на её приёмку и испытание в условиях фронта. Часть официальных лиц уже знало, что первые пушки отправлены на передовую достаточно давно, но не стали озвучивать это вслух, как и сам конструктор.
Через месяц пушка была официально принята на вооружение. По заданию руководства страны и партии пошло резкое увеличение её производства. Благодаря личному мужеству конструктора Василия Грабина и умению Сталина ставить во главу угла интересы государства, а не личные амбиции, армия получила вооружение, которое верно служило безопасности страны долгие годы.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и спасибо за каждый ваш лайк! Подписывайтесь на канал