Новый учебный год порадовал новыми заданиями на ЕГЭ. Задания есть, а вот как его выполнять, к сожалению, нет. Хочу поделиться тем, как я бы выполнила это задание и еще некоторыми полезными материалами.
Сначала внимательно изучим само задание, предложенное нам в демонстрационной версии.(Здесь дан только скриншот, задание можно найти на официальном сайте фипи.)
Из задания понятно, что нам каким-то образом нужно описать график. Поэтому для начала давайте познакомимся с синонимами, которые мы можем использовать в работе: graph, chart, graphic, diagram, table, spreadsheet, tabulation
Теперь познакомимся с различными видами графиков:
Line graph:
Bar chart:
Pie chart:
Table, spreadsheet, tabulation:
Далее переходим к выполнению самого задания. При выполнении задания придерживаемся строго плана, не меняем пункты задания местами.
1) Первый абзац – вступление. В нем должно быть два предложения, которые вводят общую тему и описание, что это за график.
Полезные фразы для первого абзаца
The graph shows the information about – график показывает информацию о
The chart indicates the facts of – на диаграмме указаны факты о
The graphic illustrates the data about – график иллюстрирует данные о
The diagram compares the percentage of – диаграмма сравнивает процентное соотношение
The line graph compares the changes in – линейный график сравнивает изменения
The bar chart gives the information about – гистограмма дает информацию о
The graph provides the details about/in – график расскрывает детали
The information given /provided in this chart is about – информация данная в диаграммме
The graphic presents the number of … график представляет количество
The diagram reveals the figure of – на диаграмме представленны показателт
The table gives an example of – таблица дает пример
Пример первого абзаца:
The problem of reading has always been actual and important. And this table shows the information about popular books genres among teenagers nowadays.
2) Во втором абзаце описываем две или три верхних показателя. Если первые два показателя близки по значению, то описываем три. Если показатели различаются, то берем только два из них.
Полезные фразы:
The main point that is remarkable is that - главное, что примечательно, это то, что
The most striking feature is - наиболее яркой особенностью является
The main point that is noticeable is that – Главное, что бросается в глаза, это то, что
To increase,to go up – увеличиваться
To raise – подниматься
To rise – вырастать
To grow – расти
To jump – скачкообразно увеличиваться
To move up – продвигаться вверх
To rocket – стремительно расти
Rise – повышение
Growth – рост
Soar – усиление
Jump – скачок
Upsurge – всплеск
Upturn – улучшение
Upward trend – восходящая тенденция
To decrease – падать
To reduce – сокращаться
To decline – убывать
To come down – опускаться
To go down – понижаться
To drop – падать
To fall off – резко понижаться
To slump –резко падать
To plummet –стремительно погижаться
Fall – падение
Drop – обрушение
Decline – понижение
Slum – снижение
Deduction – ухудшение
Downturn – изменение в сторону понижения
Shrinkage – убыль
Downward trend – тенденция к снижению
To remain constant – оставаться постоянным
To remain stable – оставаться неизменным
To stagnate – застаиваться
To level off – выравниваться
To stabilize –стабилизироваться
To stay at the same level – оставаться на том же уровне
Stagnation – застой
Stabilization – стабилизация
To reach a high point –
To peak –
To reach a peak –
To top out – достигать ниавысшей точки
To reach a low point –
To bottom out - достигать низшей точки
Пример второго абзаца
The main point that is remarkable is that adventure books and different types of detective, war and spy stories reach the peak of the spreadsheet. Nearly 55 per cent of people prefer reading them. The next figure indicates the fall of popularity of sports stories. According to the tabulation only 49 per cent of readers would like to spend their time enjoying them.
3) В третьем абзаце сравниваем оставшиеся пункты между собой или с вышеуказанными. Здесь обязательно использовать конструкции сравнения:
1. AS…AS… — такой же… как, и…
My car is as big as yours.- Моя машина такая же большая, как и твоя.
2. NOT AS…AS …. (не так …, как …) или NOT SO… AS… (не такой…, как… ).
My car is not as big as yours. — Моя машина не такая большая, как твоя.
My car is not so expensive as yours. – Моя машина не такая дорогая, как твоя.
3. THAN (чем)
My car is bigger than yours. – Моя машина больше чем твоя.
Для усиления сравнения можно добавлять следующие слова:
much — намного
far — гораздо
by far — безусловно
a lot — значительно
a little — немного
even — даже
still — ещё
My car is much bigger than yours! – Моя машина намного больше твоей!
Your car is a little faster than mine. – Твоя машина немного быстрее моей.
Bob’s car is a lot more comfortable for this trip. – Машина Боба значительно более удобна для этой поездки.
But this car is even more comfortable – Но эта машина даже еще более удобна.
4. THE…THE… (чем …, тем … )
The bigger the car the better. — Чем больше машина, тем лучше.
5. TWICE AS…AS…- (в два раза..чем…) , THREE TIMES…AS…AS, half as much/many, half the … as/of …: — (в три раза…чем)
My car is twice as big as yours. – Моя машина в два раза больше твоей.
6. И не забываем о превосходной степени. Она употребляется, когда мы выделяем какой-то один, самый-самый объект из множества. Обычно с превосходной степенью употребляются предлоги in, of или придаточные предложения:
This is the fastest car in our city! – Это самая быстрая машина в нашем городе!
Пример третьего абзаца.
However, it can be seen that the popularity of animal stories has decreased lately in comparison with the other kinds of books described above. Only about 27 per cent of teenagers read about fauna these days. Moreover, it is very surprising that romance is the least popular one. As reported by the table, 17.6 per cent prefer stories about love.
4) В четвертом абзаце формулируем проблему, вытекающую из данного материала. Проблему можно выделить исходя из самого высокого показателя, самого низкого или из той информации, которая в таблице отсутствует. На пример, 1) слишком много детей читают приключенческие рассказы; 2) слишком мало подростков читают любовные романы; 3) вообще не читают научно-популярную литературу. В отношении разбираемого задания первые две проблемы звучат смешно, поэтому выбираем третью. После этого обязательно даем совет, как эту проблему решить.
Фразы для советов:
(Somebody) should … - следует
Somebody really ought to - действительно должен
The best thing (somebody) can do is to … - лучшее, что можно сделать - это
Пример четвертого абзаца:
So the tabulation depicts a very important problem that modern teenagers do not read scientific books at all. But these books give information about the world, broaden the minds and help to study. To avoid such situation school teachers should attract students’ attention to this sort of books, advise what exactly to read on this or that topic, present books and authors at the lessons.
5) В пятом абзаце даем свое мнение. Только 2 предложения.
Фразы для выражения мнения:
I believe that … (Я считаю, что …)
In my experience… (По моему опыту …)
I would like to point out that… (Я хотел бы отметить, что …)
As far as I'm concerned… (Насколько я могу судить …)
Speaking for myself… (Если говорить о себе …)
In my opinion… (По моему мнению …)
Personally, I think… (Лично я думаю, …)
I would say that… (Я бы сказал, что …)
I would suggest that… (Я предложил бы, чтобы …)
What I mean is… (Я имею в виду …)
Пример пятого абзаца:
In my opinion, reading is still one of the meaningful basic needs in education. If a person does not read, he or she cannot be called fully literate.
Выражения временного периода:
Over the next six months – за следующие 6 месяцев
For the following two months – за следующие 2 месяца
From 2019 to 2021 - с ... по
between 2021 and 2025 - между
during the first three months - в течение трех месяцев
over the period of - за период
Наречия и прилагательные:
considerable - значительный
dramatic - существенный
enormous - огромный
temporary - временный
swift-sudden - быстрый и внезапный
substantial - солидный
steady - устойчивый
slight - незначительный
significant - весомый
gently - слегка
gradually - постепенно
slightly - незначительно
steadily - устойчиво
suddenly - внезапно
sharply - резко, остро
dramatically - существенно
steeply - круто, резко
Лексика для показателей:
the number of - количество
in number of - в количестве
figure - показатель
information - информация
datum - данная
data - данные
facts - факты
details - детали
the shoking figure demonstrates - шокирующий показатель показывает
the figure ingludes (16 mln) - показатель включает
the figure is considered to be inflated - эта цифра считается завышенной
the figure doubled - цифра удвоилась, возросла в два раза
the figure 2 - на диаграмме 2
the correct figure - правильный показатель
the corresponding figure - соответствующий показатель
the encouraging growth figure - обнадеживающий показатель роста
Слова связки
according to the chart/ data/ information - согласно диаграмме, ...
firstly, - во-первых
secondly, - во-вторых
finally, - в конце концов
apart from, -помимо
also, - также
as well as, - также как
as reported by - как сообщает
as stated in - как указано в
in accordance with - в соответствии с
in agreement with - согласно
along with - вместе с
morover, - более того
as opposed to - в отличие от
in contrast to - В противоположность
unlike - не в пример
however, - тем не менее
contrary, - в отличие от
В конце нужно отметить, что все задание должно быть написано в официально-деловом стиле. Поэтому нельзя использовать местоимения we, you. Их необходимо заменять на слова типа somebody, anybody и другие их производные. Также нельзя использовать сокращенные формы, такие как don’t, wouldn’t и т.п.
При написании этой статьи были использованы материалы со следующих сайтов:
2) https://anastasival.com/kak-opisyvat-ielts-academic-writing-1/
3) https://be-english.com.ua/how-to-describe-charts-diagrams-in-english/
4) https://multiurok.ru/files/algoritm-opisaniia-grafikov-gotovimsia-k-ege-po-an.html
5) https://www.learnathome.ru/blog/expression-words
6) https://englishka.ru/prilagatelnye/konstrukcii-sravneniya-v-anglijskom-yazyke/