Найти тему
дневник ролевика

В преддверии выборов: интервью о глобальном, прошлом и будущем

Автор сего блога только что вернулся из леса и находится в процессе переключения в обыкновенную реальность. Читатели могут не беспокоиться: скоро опять начнутся привычные статьи об оружии, фехтовании, Средневековье и т.п. Но сейчас, пока я в "пограничном" состоянии, меня выловил подписчик... В общем, вот вам еще одно интервью. Потому что, я считаю, читатель имеет право знать о принципах автора, на которого подписан.

Подписчик (далее - П.):

У нас было уже два интервью, оба на тему воинских искусств, но мне понравились твои общественно-политические публикации. Должен сказать, многое мне близко. Ты не боишься открыто о них говорить в современных российских реалиях? И, в целом, насколько опасно в современной России быть правдолюбцем?

А. Л. (то есть я):

Я пока, вроде бы, не сказал ничего по-настоящему крамольного...)) И вообще, я не считаю себя каким-то там "правдолюбцем". Хотя бы потому, что общей, глобальной правды не существует, что отлично подтверждают примеры гражданских войн. Один за красных, второй за белых, третий за зеленых, и понеслась душа в Рай... И ведь у каждого - своя правда. Вот это страшно, с моей точки зрения. Куда как легче было бы жить, если б правда была одна... Но это был бы чрезвычайно скучный, унылый и пресный мир.

Что же насчет страха... Не боюсь. Но каждая статья в духе "разговора по душам" меня эмоционально очень сильно опустошает. Я по природе довольно закрытый человек, но иногда бывают моменты, когда молчать попросту невозможно.

Что же до того, что опасно в современной России... Даже, честно сказать, и не знаю. Вон талибы - запрещенная на государственном уровне организация, а наше правительство с ними ручкается, какие-то плюшки для себя явно имея. В современной России (как и в России любого времени, увы) опасно не понравиться власти. А не понравиться можно по любой причине, неважно какой, хоть даже попросту лицом не вышел. Тогда до тебя найдут способ, как добраться. И наоборот, если нравишься - что показывает пример нашумевшей пресс-конференции талибов - то сможешь позволить себе довольно многое. До определенного предела... Я надеюсь...

Как всегда при самодержавии: решает в первую очередь личный фактор.

П.: Как бы ты охарактеризовал свои политические взгляды?

А. Л.: "Отстаньте от меня и дайте возможность делать свое дело" ))

П.: Многие любят впадать в хандру, мол у России нет будущего, возвращается Советский Союз. Что ты думаешь по этому поводу? При всей «советщине» нынешнего режима, разве время можно повернуть вспять?

А. Л.: Нельзя. В том-то и дело. История движется по спирали, а не по кольцу. Советский Союз в том виде, в каком он был, уже не вернется никогда. Да и не похоже то, что сейчас, на времена СССР, с моей точки зрения. Совсем не похоже, разве только в плане усиления "полицейской" роли государства. По-моему, у нас сейчас в стране какой-то допрежь невиданный, коррупционно-либеральный капитализм с около-человеческим лицом, которому я аналог в истории с ходу и не подберу...) Впрочем, я не политолог. Могу и не знать таких аналогов.

П.: Какие настроения присутствуют в реставраторской среде? Среди них есть и поклонники средневековья, и поклонники «белого движения», наверное, есть и симпатизирующие какой-нибудь эстетике НКВД?

А. Л.: Не реставраторской, а реконструкторской. Тут судить не возьмусь, я - не рекон. А вот у ролевиков... Мы нечасто обсуждаем между собой такие вещи. Есть вопросы интереснее политики. Но в целом - движение старательно держится вне политики вообще. Понимаешь ли, в чем дело...

Мы слишком начитанные, и обладаем - в массе своей - слишком ярким воображением. И многие давно усвоили нехитрый тезис: "Политика всегда одинакова. Как минимум - грязь, как максимум - кровь." Соответственно, каких-то ярко революционных, например, настроений у "среднестатистического" ролевика никогда не будет - потому что он прекрасно понимает, что такое революция и следующая за ней - неизбежно - гражданская война. Ну его на фиг, пусть так идет, как идет...

А насчет "эстетики НКВД"... Насколько я знаю, реконструкторы раннего СССР, 20-30-40 годов, есть. Значит, там и НКВД должно быть. И вообще, попадался мне человек, реконструировавший конвойные войска того же раннего СССР. Именно конвойные, хотя я могу путать термин - разговор давно был, возможно, они тогда назывались как-то иначе. Но неважно, смысл-то вы поняли?

Но таких реконструкторов весьма и весьма немного.

П.: Как ты считаешь, сколько еще осталось продержаться старой номенклатуре? Судя по недавним пресс-конференциям и встречами со школьниками, сам понимаешь кого, власть безнадежно устарела, не только физически, но и психологически. Она осталась где-то во времена ГКЧП. Вместе с этим, в России формируются различные технологические новшества.

А. Л.: Сколько, сколько... Как уйдут люди, почувствовавшие вкус власти еще при позднем СССР, так, считай, и все. Но власть у нас действительно психологически колоссально устарела. Она не понимает молодежи. Хочет понять, возможно, но не может, поскольку по привычке пользуется в обращении с молодежью старыми, советскими еще методами. А они уже не работают.

Я вообще сейчас скажу страшно крамольную вещь, за которую меня долго будут бить ногами в комментариях: будь моя воля, я бы установил не нижний, а верхний возрастной порог для нахождения у власти. Скажем, 40 лет - и все, давай на почетную пенсию. Править должны молодые, даже я уже немного староват...

Мы живем в эпоху постмодерна и пост-индустрии. Основную цену имеет информация. Ее сейчас море. Для того, чтобы успешно обрабатывать колоссальные потоки информации, мозг должен быть приучен к этому с детства. Иначе он волей-неволей будет "закукливаться" в привычном для себя мирке.

И потом... Молодежь, современная молодежь мыслит шире. Свободнее. У нее нет жестких авторитетов (типа, сказали в школе, что Павлик Морозов герой, значит он герой, и точка. И копаться в его истории и оценивать его личность не надо).

У молодежи не зашорены мозги. Молодежь сама думает, сама выбирает кумиров - или не выбирает, как желает, - молодежь лишена многих стереотипов. Ее сознание свободнее, ярче, гибче - при том же уровне интеллекта. Да, молодежь сейчас другая - и это очень сильно пугает многих людей из старших поколений. Слишком сильно она другая - а ксенофобия, увы, людям свойственна как биологическому виду, это один из защитных механизмов выживания...

Я вам скажу так: в том, что представитель, гмм, старшего поколения не развяжет ядерную войну - я не уверен совершенно. А вот в том, что приказ пальнуть атомной ракетой по воробушку не отдаст человек 20-30 лет - в этом у меня уже спокойствия гораздо больше.

-2

П.: Не складывается ли у тебя впечатление, что Россия живет в двух мирах: в одном активно эксплуатируют военную тематику, строят храмы для армии, в другой - живут вполне прогрессивно мыслящие люди?

А. Л.: Именно такое и складывается.

П.: У нас любят говорить о патриотизме. Если честно, у нас любит на нем выезжать последний проходимец. Что патриотизм в твоем понимании?

А. Л.: Вообще, та историческая фраза - "Патриотизм - последнее прибежище негодяя" носит признаки популизма и демагогии. Я бы не рекомендовал ею пользоваться. Что имел в виду Самюэль Джонсон, когда брякнул ее на заседании Литературного клуба, только он сам и знал, пожалуй.

Я бы посоветовал вспомнить другое, гораздо менее известное его изречение:

"Патриот – всегда и обязательно любит народ. Но даже этот признак может обмануть нас. Народ – это очень разнородная и неоднозначная совокупность богатства и бедности, мудрости и глупости, хорошо и плохого. Прежде чем мы присвоим человеку, который заботится о народе, титул патриота, мы должны рассмотреть, на какую часть народа он обращает свое внимание. В пословице говорится: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Если кандидат в патриоты старается привить правильные взгляды людям высокого уровня, а через их влияние руководить людьми нижнего уровня; если он общается преимущественно с людьми мудрыми, умеренными, законопослушными и добродетельными, его любовь к народу может быть искренней. Но если его основной выбор – обращаться к нищим, которых легко подстрекать; к слабым, которые обычно по своей природе подозрительны; к необразованным, которых легко направлять; к людям аморальным, которых питают беды и отчаянье, не стоит ему хвастаться своей любовью к народу. Никто не может считаться любящим свою страну за умение жарить быка, делать обувь, за посещение митингов или членство в клубе. Он может быть душевным приятелем среди пьяниц, легким в общении джентльменом среди трезвых мастеровых, но он должен иметь какие-то более важные отличительные особенности, прежде чем считаться патриотом."

Я понимаю истинный патриотизм - в отличие от "квасного" - только как в первую очередь любовь к народу. К людям. Патриот не тот, кто гордится новой танковой дивизией или победой России на Евровидении. Патриот - тот, кто, видя на улице человека, которому очевидно плохо, хотя бы подойдет и спросит, не нужна ли помощь. Патриот - тот, кто делает или хотя бы пытается делать что-то практически хорошее для народа. Для меня врач, который, будучи уставшим как не знаю кто после сдвоенной смены, еще продолжает оперировать, пока не упадет - это патриот. А вот человек, который орет "Вымоем сапоги в Индийском океане, захватим Украину/Турцию/Проливы/Аляску (нужное подчеркнуть)" - не патриот, а самый что ни на есть либо полный дурак, либо откровенный враг народа.

П.: В своих публикациях ты писал, что у тебя проблемы со здоровьем. По твоим ощущениям, в России можно ли жить и выживать, если ты ограничен по объективным причинам?

А. Л.: Жить - можно. В России на удивление неплохая "социалка" для инвалидов. Лучше, чем во многих других странах, в том числе западных. Хотя, конечно, все зависит от того, какие конкретно ограничения дает заболевание само по себе.

Правда, при этом почему-то крайне низкие зарплаты для бюджетников, исключая силовиков. Я же говорю - капитализм с около-человеческим лицом...))

П.: Какое будущее ты видишь для России? Способны ли мы стать полноценной частью цивилизованного мира?

А. Л.: Странный вопрос. Мы и так часть цивилизованного мира. Своеобразная, но тем не менее.

А будущее... Скажем так: у нас примерно лет через 10 будет... Что-то. Потому что к этому времени закончится примерный срок жизни многих действующих политиков "советского" производства, они ж не бессмертные... Вот что будет после - не возьмусь даже предполагать. Зона риска, и очень большая.

П.: Не слишком ли мы часто обращаемся к прошлому? У меня складывается такое впечатление, что россияне пытаются взглянуть в будущее, а их всячески тянут в прошлое, в эти бесконечные споры вокруг того, кто был прав «белые» или «красные», какой вклад мы внесли в годы войны и что потеряли. Ты лично не устал от постоянного обсасывания этих тем?

А. Л.: Очень устал. У нас постоянно когда пытаются привести пример каких-то достижений, приводят достижения прошлого, с каждым годом - все более далекого. Я бы очень хотел, чтоб мне уполномоченное лицо с экрана телевизора на какой-нибудь праздник гордо заявило бы: мы СЕЙЧАС сделали вот это! Построили что-то глобальное, совершили нечто эпохальное - это достижения НАШЕГО времени, не прошлого!

-3

Нет, они, эти достижения, так-то есть. Только вот... Либо о них почти не говорят, либо они по факту, по сравнению с громадами прошлого, выглядят как-то мелковато, либо в эти достижения копнешь - обнаружишь коррупционный скандал.

Нас постоянно тянут мыслями в прошлое, чтобы мы меньше думали о будущем.

П.: Не возникала ли у тебя мысль уехать жить за границу?

А.Л.: Нет. Мне и здесь хорошо. Я очень "русский" по менталитету, по образу мыслей (хотя кое-кто и не поверит), мне дискомфортно будет всю жизнь говорить на чужом языке. Я чувствую себя частью именно русского народа, даже скорее российского, а не какого-нибудь другого.

И именно поэтому я имею моральное право думать, писать и говорить про этот самый народ всякое хддд))