Найти тему
Катехизис и Катарсис

Откуда в Афганистане появились индусы и сикхи?

Отвечаем - индусы и сикхи появились из Панджаба, это были торговцы и ремесленники, селившиеся в городах. Их родным языком был панджабский, правда к началу XX века многие говорили и на пушту. Прямой связи с доисламским Афганистаном эти общины не имеют.

А вот кто имеет, так это талибы из провинций Нуристан и Кунар. Сложно поверить, но исламу в этих регионах чуть более сотни лет. До конца XIX века обитателей отрогов Гиндукуша называли "кафирами" (неверными), а населяемую ими местность - Кафиристаном. Жители региона действительно не приняли ислам, а остались язычниками. Религию "кафиров" можно сравнить с индуизмом, но не с его современной версией, а скорее с верованиями ведийской эпохи. Во главе пантеона стоял бог Ямра (ведийский Яма), также почитались Индер (Индра), бог войны Гивиш и многочисленные покровители отдельных племён. В Кафиристане не было никакой государственности, но местные племена постоянно участвовали в войнах, часто совершая набеги на земли пуштунов.

После окончательного установления британско-афганской границы в 1893 году Кафиристан формально оказался в составе Афганистана. Эмир Абдур-Рахман, фактически создавший афганскую государственность, решил наконец установить собственную власть в горных районах. Зимой 1895 года он предпринял поход в Кафиристан. Племена не ожидали нападения, зимой обычно не воевали. К тому же, у армии эмира всё было гораздо лучше с огнестрельным оружием. Кафиристан был завоёван, местные жители обращены в ислам, языческие святилища разрушены, а саму местность Абдур-Рахман переименовал в Нуристан - "страну света". Часть непримиримых язычников ушла в британские владения и стала жить среди калашей в Читрале.

Исследованиями гиндукушской религии на полевом материале занимались некоторые европейские этнографы начала XX века. По их свидетельствам, ещё в 1920-ые гг. жители Нуристана были весьма относительными мусульманами, а старики открыто исполняли языческие обряды.

Сообщество автора - Пробковый шлем