Найти тему

Фудтраки: почему стационарному бизнесу интересны мобильные точки продаж? И сколько нужно денег для стартапа?

Оглавление

Food truck – это оборудованный автобус, трейлер или фургон, на базе которого развернута кухня. Он позволяет «выйти к людям» на улицы и менять дислокацию в дни праздников, фестивалей.

В США такой формат общепита существует с 1890 года. Сегодня бренд The Owl, сделавший себе имя на этом бизнесе, зарабатывает миллиарды долларов в год. В одном только Лос-Анджелесе действует более 6000 фудтраков. На пятки Америке по числу мобильных пунктов питания наступает Канада и Франция. По некоторым оценкам, в развитых странах торговля через фудтраки забирает 37% рынка общепита. Неплохие цифры, правда?

А что у нас?

У нас эта модель бизнеса действует с 1994 года. И пока это тот сегмент, в котором нет крупных игроков – царит эпоха малого предпринимательства с 1-2 фудтраками.

Одни из них работают в формате исключительно стрит-фуда, другие дополняют ими свои рестораны и кафе.

Плюсы фудтраков

Что же побуждает бизнес делать выбор в пользу «кухни на колесах»?

· Стоимость оборудования ресторанной надстройки – не более 20% от цены трака. На старте, чтобы открыть фудтрак, нужно гораздо меньше денег по сравнению с точкой стационарных продаж.

  • Выездная торговля повышает узнаваемость бренда кафе, позволяет охватить новые районы. Фудтрак – сам по себе рекламный объект.

· Появляется новый рынок сбыта, охват той категории гостей, кто не пришел бы в кафе или ресторан.

-2

Особенности фудтраков

· Современные траки продуманы до мелочей в плане организации пространства и соблюдения санитарно-гигиенических норм. Не будет проблем при проверках СЭС и районных администраций (управ).

· При небольших затратах позволяют продавать как простые сэндвичи, так и креативные блюда. Вы свободны в выборе

· Не нужно хранить готовую продукцию – пища готовится при покупателе. Риски отравления из-за испорченной продукции сведены к нулю.

· Есть возможность выезжать на частные мероприятия (дни рождения, тематические вечеринки, юбилеи в качестве кейтеринговой службы). Если превратить приготовление еды в красивое шоу, появляется новая гибридная услуга – на нее есть спрос.

Примерные цифры

Аренда участка – в зависимости от города обойдется от 50 до 300 тысяч. Покупка фудтрака – от 800 тысяч (б/у) до 5 млн. рублей (новый). Есть варианты лизинга (условия индивидуальные) и аренды – от 600 тысяч (оплачивается первый и последний месяцы, иногда просят платеж сразу за третий). Оборудование встанет в сумму от полумиллиона. Порог вхождения в бизнес – 1,5 млн. В среднем известии отбиваются в срок от полугода до полутора лет.

Что можно продавать в фудтраке

· Мороженое, вафли, десерты на основе маршмеллоу.

· Фаст-фуд: сэндвичи, бургеры, хот-доги, роллы, шаурма.

· Новые блюда из меню основного кафе/ресторана.

· Тайская или китайская еда, другие национальные кухни.

· Крафтовые или авторские блюда.

· Разные виды кофе и коктейлей.

Люди, сделавшие бизнес на стрит-фуде, утверждают, что торговля идет лучше, если в меню не более 6 блюд. Также хорошо продается монопродукт с разными вариациями (например, несколько видов бургеров).

Что понадобится для кухни

Новую точку придется регистрировать в Роспотребнадзоре, для этого необходимо составить с технологом меню. Он же составит технологические карты и калькуляцию – их все равно придется предъявлять при проверках. Все это поможет понять на этапе старта, сколько нужно продуктов для каждого блюда, как их готовить, по какой технологии.

Кроме того, эти документы – способ проанализировать, какое оборудование нужно для кухни. Чаще всего стрит-фуд готовят с использованием техники следующих типов.

Для приготовления пищи

· Жарочные поверхности.

· Грили.

· Индукционные плиты.

· Фритюр.

· СВЧ-печь.

· Кофемашина.

· Водонагреватель.

Холодильное оборудование

· Охлаждаемая витрина (размер определяется площадью остекленной поверхности в траке).

· Холодильные столы (позволяют собирать блюдо и одновременно хранить ингредиенты; для фудтраков особенно удобны варианты с ящиками). Столы бывают универсальные, под разные блюда, или под конкретное меню, например, для сбора сэндвичей или пиццы.

· Саладетты или суши-кейсы (поддерживают заданную температуру).

· Холодильные шкафы для заготовок. С примерами таковых можно ознакомиться здесь.

Кстати, многие ставят рядом с фудтраком холодильники со стеклом. Они становятся «витриной» для продажи напитков, позволяя увеличивать средний чек.

Вспомогательное оборудование для работы

· Рукомойник

· Навесная полка

· Блендер

· Соковыжималка

· Стеллаж

Где лучше размещать фудтрак?

Фестивали, концерты и другие мероприятия под открытым небом.

→ В парках, зонах отдыха, у набережных, пешеходных улиц городов.

→ Внутри крупных коттеджных поселков (схема хорошо себя показала на примере Подмосковья).

→ Внутри кварталов новостроек.

→ Возле студенческих городков.

-3

Особенности бизнеса на фудтраках в России

Если за рубежом мобильная кухня может колесить по всему городу, меняя дислокацию в любой момент, то у нас такой свободы передвижения нет. Закон об этом пока в разработке.

Нужно выбрать выгодное место и участвовать в аукционе на размещение нестационарного объекта торговли. Такие конкурсы проводятся субъектами РФ, информацию размещают на сайтах администраций. В Москве, например, схемы территорий, где можно размещать фудтрак, перечислены в Приложении №1 к Постановлению Правительства Москвы N 26.

Полной мобильности не получается, но есть возможность выезжать на организованные мероприятия и праздники. По опыту предпринимателей, и привязку к одному месту можно использовать с выгодой.

· Можно организовать доставку в близлежащие микрорайоны пиццы, роллов и бургеров.

· Появляется возможность «прикормить» постоянных гостей. Делать это проще всего, размещая рекламу обедов в офисах поблизости, а также предлагая необычные фишки (например, возможность покупателю выбирать ингредиенты).

· В помощь бизнесу на колесах - социальные сети.

А теперь делимся мыслями: что вы думаете по поводу фудтраков как бизнеса?