Северный речной вокзал в Москве стал ярким примером успешного восстановления сталинской архитектуры, став важной частью современных городских изменений.
В рамках проекта реконструкции было сохранено величие исторического здания, при этом улучшена функциональность и эстетика. Как вокзал выглядит сегодня и какие изменения были внесены в его архитектуру и инфраструктуру, читайте в сегодняшней статье!
Немного истории
Строительство канала имени Москвы, начавшееся в 1930-х годах с целью соединить реку Москву с Волгой, также повлекло за собой возведение речного вокзала для встречающих теплоходы с волжского направления. Площадка для строительства вокзала находилась на сухом месте, так как Химкинское водохранилище еще не существовало. Строительные работы были завершены в 1937 году, и вокзал функционировал в своем оригинальном виде до 2005 года. Однако с течением времени возникли проблемы с кровлей, и почти все помещения, за исключением ресторана, были закрыты на долгие годы.
В 2015 году здание было возвращено в собственность правительства Москвы, а реставрация началась в 2018 году. Работы по восстановлению были завершены в 2020 году, и теперь все помещения вокзала вновь открыты для посещений, предоставляя уникальную возможность исследовать его историческую атмосферу и насладиться обновленным внешним видом.
Где находится
Отправляемся на станцию метро «Речной вокзал», где расположена одноименная станция Северного речного вокзала.
Если вы планируете посетить внутренние помещения вокзала, лучше приехать с 9:00 до 19:00, когда здание открыто для посещений.
Внешний вид
Взгляните на здание и попробуйте догадаться на что оно похоже? Если ваш ответ – это двухпалубный теплоход, то задумка архитекторов сработала. Шпиль в данном случае играет роль огромный трубы. Здание действительно похоже на теплоход, типаж которого курсировал в то время по Волге
75-метровое здание со шпилем венчает огромная звезда. Она сходна с первыми звёздами, украшавшими Спасскую башню Кремля. Даже есть легенда, что звезда для вокзала снята с башни Кремля
В оригинальном проекте здания шпиль во время навигации должен был подниматься на высоту 83 метра
На входе надпись "Москва – Волга" с годами строительства вокзала и канала имени "Москвы"
Медальоны со стороны парка
Фасад центрального портала украшают 12 майоликовых медальонов с различными идеологическими сюжетами: главные стройки пятилетки, сюжеты на тему освоения Северного морского пути и Советской Арктики, речные и морские пароходы и т.д.
Внутренние помещения
Заходим внутрь вокзала. Интерьеры его были недоступны много лет, и вот теперь вокзал стал исполнять роль музея.
Помещение разделяется на 3 зала и способно вместить в себя до 430 человек. Кстати, в коридорах совсем нет мебели. Все из-за колон, арок и угловатых стен. Архитекторы преследовали цель сделать все максимально красиво, а не практично. Такой подход был в новизну для молодой страны, и сильно подвергся критике – все-таки это в первую очередь вокзал , и люди должны где-нибудь сидеть.
Речные круизы
В наше время проблем с загрузкой речного вокзала нет, так как нет такого большого количества речных направлений. Флот стал меньше, а цены значительно выше. Чтобы продавать речные круизы, в здании речного вокзала появилась целая комната, где разместился туроператор
Комната сделана в ретро стиле 1930-х
На стенах ретро-фотографии разных лет
Все круизы помещаются на одном листке А4. Тур купить можно практически в любой город на Волге
Самый дорогой тур длиной в 22 день до Ростова-на-Дону и обратно – обойдется в 173 590 рублей
Ресторан "Волга-Волга"
Воссоздали первоначальный облик ресторана "Волга-Волга", где можно попробовать советскую кухню. Исчез из центра зала памятник Сталину – главному инициатору и вдохновителю строительства канала имени Москвы.
Кстати, в ресторане воссоздали и "советский сервис в обслуживании". Впрочем это не отпугивает гостей. Все посадочные места зарезервировали на сутки вперед, поэтому присесть не удалось.
Потолок – отдельное произведение искусства, на котором изображены чайки и корабли, один из которых Аврора
Сувенирный магазин
Отдельная комната выделена под сувенирный магазин
Сувениры вполне обычные, которые можно купить в любом другом магазине
За исключением вот таких деревянных корабликов с матросами
Музей экологии
Крайний зал отдан под музей, посвященный экологическому транспорту. В светлом интерьере с живыми цветами висят плакаты, рассказывающее о преимуществе экотранспорта.
Подозрительно, что на этом плакате нет теплохода. Мы же все-таки находимся в стенах речного вокзала
Из исторического на стенах сохранились мозаичные панно на советскую тематику
Беру блокнот с фирменной пиктограммой речпорта в качестве сувенира
Вид на водохранилище
Выходим из здания и перед нами предстает #Химкинское водохранилище во всей красе
На набережной даже восстановили ретро причалы в сталинских ампирах
С такого ракурса можно поверить, что мы где-нибудь на прогулочном теплоходе. К сожалению, подняться хотя бы на этаж выше не получилось, так как все было закрыто.
По идее на крыше оборудована смотровая площадка, но нам туда пробраться не удалось
При работе над зданием вокзала архитекторы вдохновлялись дворцом Дожей в Венеции. Что-то похожее считывается, если смотреть на вокзал без башни
С этой стороны вокзала входной портал также украшен 12 медальонами на такую же тематику, что и со стороны парка
Даже есть неосуществлённый проект Дворца Советов
Ротонда с фонтаном
По бокам здания расположены ротонды с фонтанами. Они имеют простые названия: северный и южный.
На Северном фонтане изображен птичий базар. В центре пьедестала чашу поддерживает группа белых медведей
Набережная
Одним из интересных архитектурных приёмов, использованных при работе над зданием вокзала, стало разное решение его фасадов, смотрящих на набережную и на парк.
Со стороны парка вход в вокзал располагается на уровне земли, а со стороны набережной от входа в вокзал спускается широкая гранитная лестница, формирующая облик этой стороны здания
Набережную тоже полностью отреставрировали, и здесь стало приятно гулять. Есть вся необходимая инфраструктура для отдыха
Вот так смотрится речной вокзал со стороны водохранилища
Канал имени Москвы
Речной вокзал своим появлением обязан каналу имени Москвы. Поэтому у фасада здания сделали миниатюрный памятник каналу со всеми шлюзами и изгибами.
Ну и главная жемчужина канала – Северный речной вокзал