Найти в Дзене

Северный речной вокзал в Москве после реконструкции: История, Обзор и Интересные места

Оглавление

Северный речной вокзал в Москве стал ярким примером успешного восстановления сталинской архитектуры, став важной частью современных городских изменений.

В рамках проекта реконструкции было сохранено величие исторического здания, при этом улучшена функциональность и эстетика. Как вокзал выглядит сегодня и какие изменения были внесены в его архитектуру и инфраструктуру, читайте в сегодняшней статье!

Немного истории

Строительство канала имени Москвы, начавшееся в 1930-х годах с целью соединить реку Москву с Волгой, также повлекло за собой возведение речного вокзала для встречающих теплоходы с волжского направления. Площадка для строительства вокзала находилась на сухом месте, так как Химкинское водохранилище еще не существовало. Строительные работы были завершены в 1937 году, и вокзал функционировал в своем оригинальном виде до 2005 года. Однако с течением времени возникли проблемы с кровлей, и почти все помещения, за исключением ресторана, были закрыты на долгие годы.

-2

В 2015 году здание было возвращено в собственность правительства Москвы, а реставрация началась в 2018 году. Работы по восстановлению были завершены в 2020 году, и теперь все помещения вокзала вновь открыты для посещений, предоставляя уникальную возможность исследовать его историческую атмосферу и насладиться обновленным внешним видом.

-3

Где находится

Отправляемся на станцию метро «Речной вокзал», где расположена одноименная станция Северного речного вокзала.

Если вы планируете посетить внутренние помещения вокзала, лучше приехать с 9:00 до 19:00, когда здание открыто для посещений.

-4

Внешний вид

Взгляните на здание и попробуйте догадаться на что оно похоже? Если ваш ответ – это двухпалубный теплоход, то задумка архитекторов сработала. Шпиль в данном случае играет роль огромный трубы. Здание действительно похоже на теплоход, типаж которого курсировал в то время по Волге

-5

75-метровое здание со шпилем венчает огромная звезда. Она сходна с первыми звёздами, украшавшими Спасскую башню Кремля. Даже есть легенда, что звезда для вокзала снята с башни Кремля

В оригинальном проекте здания шпиль во время навигации должен был подниматься на высоту 83 метра

-6

На входе надпись "Москва – Волга" с годами строительства вокзала и канала имени "Москвы"

-7

Медальоны со стороны парка

Фасад центрального портала украшают 12 майоликовых медальонов с различными идеологическими сюжетами: главные стройки пятилетки, сюжеты на тему освоения Северного морского пути и Советской Арктики, речные и морские пароходы и т.д.

-8
-9

Внутренние помещения

Заходим внутрь вокзала. Интерьеры его были недоступны много лет, и вот теперь вокзал стал исполнять роль музея.

Помещение разделяется на 3 зала и способно вместить в себя до 430 человек. Кстати, в коридорах совсем нет мебели. Все из-за колон, арок и угловатых стен. Архитекторы преследовали цель сделать все максимально красиво, а не практично. Такой подход был в новизну для молодой страны, и сильно подвергся критике – все-таки это в первую очередь вокзал , и люди должны где-нибудь сидеть.

-10

Речные круизы

В наше время проблем с загрузкой речного вокзала нет, так как нет такого большого количества речных направлений. Флот стал меньше, а цены значительно выше. Чтобы продавать речные круизы, в здании речного вокзала появилась целая комната, где разместился туроператор

-11

Комната сделана в ретро стиле 1930-х

-12
-13

На стенах ретро-фотографии разных лет

-14

Все круизы помещаются на одном листке А4. Тур купить можно практически в любой город на Волге

-15

Самый дорогой тур длиной в 22 день до Ростова-на-Дону и обратно – обойдется в 173 590 рублей

-16

Ресторан "Волга-Волга"

Воссоздали первоначальный облик ресторана "Волга-Волга", где можно попробовать советскую кухню. Исчез из центра зала памятник Сталину – главному инициатору и вдохновителю строительства канала имени Москвы.

Кстати, в ресторане воссоздали и "советский сервис в обслуживании". Впрочем это не отпугивает гостей. Все посадочные места зарезервировали на сутки вперед, поэтому присесть не удалось.

-17
-18

Потолок – отдельное произведение искусства, на котором изображены чайки и корабли, один из которых Аврора

-19

Сувенирный магазин

Отдельная комната выделена под сувенирный магазин

-20

Сувениры вполне обычные, которые можно купить в любом другом магазине

-21

За исключением вот таких деревянных корабликов с матросами

-22

Музей экологии

Крайний зал отдан под музей, посвященный экологическому транспорту. В светлом интерьере с живыми цветами висят плакаты, рассказывающее о преимуществе экотранспорта.

-23
-24

Подозрительно, что на этом плакате нет теплохода. Мы же все-таки находимся в стенах речного вокзала

-25

Из исторического на стенах сохранились мозаичные панно на советскую тематику

-26

Беру блокнот с фирменной пиктограммой речпорта в качестве сувенира

-27

Вид на водохранилище

Выходим из здания и перед нами предстает #Химкинское водохранилище во всей красе

-28

На набережной даже восстановили ретро причалы в сталинских ампирах

-29

С такого ракурса можно поверить, что мы где-нибудь на прогулочном теплоходе. К сожалению, подняться хотя бы на этаж выше не получилось, так как все было закрыто.

По идее на крыше оборудована смотровая площадка, но нам туда пробраться не удалось

-30

При работе над зданием вокзала архитекторы вдохновлялись дворцом Дожей в Венеции. Что-то похожее считывается, если смотреть на вокзал без башни

-31

С этой стороны вокзала входной портал также украшен 12 медальонами на такую же тематику, что и со стороны парка

-32

Даже есть неосуществлённый проект Дворца Советов

-33

Ротонда с фонтаном

По бокам здания расположены ротонды с фонтанами. Они имеют простые названия: северный и южный.

-34

На Северном фонтане изображен птичий базар. В центре пьедестала чашу поддерживает группа белых медведей

-35

Набережная

Одним из интересных архитектурных приёмов, использованных при работе над зданием вокзала, стало разное решение его фасадов, смотрящих на набережную и на парк.

Со стороны парка вход в вокзал располагается на уровне земли, а со стороны набережной от входа в вокзал спускается широкая гранитная лестница, формирующая облик этой стороны здания

-36

Набережную тоже полностью отреставрировали, и здесь стало приятно гулять. Есть вся необходимая инфраструктура для отдыха

-37

Вот так смотрится речной вокзал со стороны водохранилища

-38

Канал имени Москвы

Речной вокзал своим появлением обязан каналу имени Москвы. Поэтому у фасада здания сделали миниатюрный памятник каналу со всеми шлюзами и изгибами.

-39

Ну и главная жемчужина канала – Северный речной вокзал

-40