Довольно малоизвестный эпизод времен Дикого Запада, который мог бы подарить идеальный сюжет для спагетти-вестерна, главным образом потому, что в этом конфликте одна из противоборствующих сторон была представлена этническими итальянцами из числа иммигрантов, а другая алчными и корыстолюбивыми бизнесменами янки.
Произошла эта история в 1879 году в самом сердце штата Невада, где пустоши Большого Бассейна соседствуют с поросшими лесом, горными пиками хребта Токвима. В 1864 году здесь были обнаружены богатые залежи серебряно-свинцовой руды, и как это было не раз в истории Старого Запада, на блеск благородного металла слетелось множество людей и вскоре сам собой вокруг первого заявочного колышка появился шахтерский город со звучным названием Эврика.
В самом начале появлению будущего города мешала одна вещь - большое количество свинца в добываемой серебряной руде. Чтобы очистить серебро от примесей требовался т.н. металлургический передел, процесс связанный с обжигом рудного концентрата. В Неваде тогда хватало и других месторождений, обогащение руды из которых не требовало стольких затрат и старатели обходили стороной каньон с трудной рудой.
Все изменилось в 1869 году, когда некто полковник Робинсон построил в данной местности первую печь для обжига древесного угля, который был необходим для обогащения руды Эврики. В течении следующих лет сюда, кроме шахтеров и сопутствующих им профессий (от лавочников до проституток), приехало несколько сотен итальянских и швейцарских эмигрантов, многие из которых были потомственные углежоги с альпийских предгорий.
К сожалению углежоги предпочитали работать небольшими, независимыми артелями и поэтому стали легкой добычей для эксплуатации компаниями, которые занимались скупкой и транспортировкой древесного угля для горно-обогатительных фабрик. Эти компании часто платили талонами, которые можно было отоварить только в их собственных лавках на предметы первой необходимости по самым завышенным ценам, а возчики угольных фургонов часто занимались занижением веса фактически отгруженного угля, чтобы получить свою долю прибыли.
Кроме того, углежоги ежегодно вырубали сотни акров лесных угодий и были вынуждены уходить все дальше от конечного потребителя в поисках подходящего леса , что увеличивало не только затраты на транспортировку угля, но и просто на жизнь. К 1874 году лес на холмах вокруг Эврики был вырублен в радиусе 20 миль, а за следующие 4 года диаметр безлесного круга увеличился до 100 миль.
Хотя затраты углежогов на производство готового продукта увеличились, владельцы фабрик и скупщики угля вступили в сговор и сделали так, что цена древесного угля стала еще меньше чем была 10 лет назад. В июле 1879 года около пятисот иммигрантов объединились в Ассоциацию защиты углежогов, чтобы потребовать справедливую цену за свой нелегкий труд. Им вызвались помочь несколько зажиточных итальянских торговцев из Эврики.
Однако то, что начиналось как мирный протест за права иммигрантов, вскоре переросло в бунт с применением насилия. Ассоциация выступила за забастовку и запретила отгружать древесный уголь, который был куплен не членами их организации. Шериф округа Эврика послал несколько отрядов, чтобы арестовать агитаторов забастовки, но не добился особого успеха, так как сотни разъяренных углежогов, контролировали все окрестные холмы.
Видя, как конфликт между производителем и потребителем превращается в конфликт с властями, успешные итальянские бизнесмены поспешили откреститься от Ассоциации углежогов.
Противостояние обострилось в первой половине августа 1879 года, когда шериф и власти округа Эврика заручились поддержкой губернатора штата Джона Кинкида, и провели частичный сбор второй бригады ополчения Невады, чей штаб располагался в Эврике. В течение этого периода шериф произвел несколько арестов, однако большинство углежогов строго соблюдали закон, но при этом были полны решимости не допускать отгрузку угля.
Ситуация достигла апогея 18 августа, когда отряд полицейских сил столкнулся с большим количеством бунтующих углежогов в Фиш-Крик к югу от Эврики. Отчеты разнятся, но очевидно, что полицейские убили пятерых иммигрантов (трех итальянцев и двух швейцарских итальянцев) и ранили еще нескольких человек. Полицейские не пострадали. Случай расправы над иностранцами углежогами приобрел большой резонанс, консульства Италии и Швейцарии в Сан-Франциско и италоязычные иммигранты со всего Запада встали на защиту рабочих.
Проведенное расследование не дало никаких результатов и за убийство иммигрантов никто не понес никакого наказания. Однако, нет худа без добра, шериф был вынужден выпустить из тюрьмы всех итальянских забастовщиков без предъявления обвинения. А между тем добыча серебра в этом районе сократилась, а значит пошел на убыль спрос на древесный уголь, катализатора всех возникших неприятностей. Многие иммигранты предпочли покинуть округ Эврика из-за ухудшения экономической ситуации, а другие предпочли остаться.
#история #дикий запад #война