Найти в Дзене
Гвозди Слов

Злое возвращение Джеймса Вана

Джеймс Ван оставил в современном жанре кино-ужасов яркий след, но противоречивое наследие. Хорроры он уже перерос, дойдя до миллиардов комикс-мейнстрима с «Акваменом» и «Форсажем». Встал в один ряд с Сэмом Рейми и Питером Джексоном, которые тоже дебютировали с культовыми хоррорами. Но Ван свои талантливые успехи интенсивно коммерциализировал, создав целую сеть прибыльных франшиз-пустышек. Что не отменяет его по-настоящему сильных работ – андеграундной хитяги «Мертвая тишина» (Dead Silence, 2007) и, конечно же, всем известный «Астрал» (Insidious, 2011). Это важно. Но возвращение Джеймса Вана в хоррор-режиссуру с фильмом «Злое» (Malignant, 2021) выглядело неоднозначно.

– Не дышите. Мы под водой.
– Не дышите. Мы под водой.
– “Форсаж-7” стал самой коммерчески успешной серией франшизы.
– “Форсаж-7” стал самой коммерчески успешной серией франшизы.

Да, был случай с порывом самого Сэма Рейми, когда он уже после своих «Марвел»-триумфов выдал совершенно авторский трибьют своему любимому жанру «Затащи меня в ад» (Drag Me to Hell, 2009). Интересно, смешно и усрачно. Даже в прокате – убедительный успех. Но Рейми сразу отсек все мутные варианты – кино было сделано одноразовым, история получилась законченной. Сиквелить ее без фирменного авторского стиля никто не решился.

– Шикарная ведьма, редкое качество в масштабах всего жанра.
– Шикарная ведьма, редкое качество в масштабах всего жанра.
– А теперь бей ее степлером прямо в лоб!
– А теперь бей ее степлером прямо в лоб!

Сэм Рейми снял свой маленький адок явно для души и развлечения – легко и остро. А вот зачем в хоррор вернулся Джеймс Ван было непонятно. Ну, наверное, опять наебать нас очередным безликим ужастиком, пять сиквелов к которому будут делать его подмастерья. Схема ведь работает до сих пор, все хорошо. Что тут может измениться.

– 15 лет успешно вам впаривал кишки и говно тупорылой “Пилы”.
– 15 лет успешно вам впаривал кишки и говно тупорылой “Пилы”.

Фильм, соглашусь, заходит стильно прямо с начальных титров. История развивается понятно и динамично. Явная подводка к классическому слэшеру. Кстати, с довольно неплохим респектом к классике 80-х. Но.

– Интересный новичок.
– Интересный новичок.

Как-то наивно было надеяться, что Ван вот так возьмет и выдаст машину смерти уровня Миши Майерса, Джейсона Вурхиса или Виктора Краули. Хоть бы даже что-то уровня «Маньяка-полицейского». Вычурный ножик, модный кожаный плащ, с уродливостью внешности тоже как-то вроде как схалтурили (на первый взгляд). Тут еще масса явных заимствований из фирменных хоррор-короткометражек Дэвида Сандберга, который снял Вану удачный «И гаснет свет» (Lights Out, 2013). Но что-то… здесь не так. Их темных углов ползут странные и уродливые тени.

– Там, в темноте – что-то злое.
– Там, в темноте – что-то злое.

Ладно слэшеры 80-х. Но в фильме Вана слишком очевидны цитаты из… итальянского Giallo 70-х. Жанр, который привел чарли-чаплинский психологизм Хичкока в дэт-экстрим тотального слэшерского мяса.

Тут еще этот модный нолановский эффект трансформирующейся временной петли. Зритель начинает терять опору под ногами. Момент, когда вы поймете, что происходит в этом фильме – застанет вас врасплох. Когда перед вами во весь рост встанет эта Тварь – вы начнете подозревать, что вы теряете контроль над своим пониманием этого кино. Масса деталей, которые сначала выглядят непонятным поиском индивидуальности для коммерциализации очередной халтуры… становятся честными подсказками Жуткой Тайны.

– Невольный свидетель всех убийств.
– Невольный свидетель всех убийств.

Джеймс Ван умудрился прятать от зрителя кульминацию до последнего. Последние двадцать минут фильма выдают такой хоррор-экшен, будто Джейсона Вурхиса играет Стивен Сигал. Такого не было даже в первом «Терминаторе». Плюс инфернальная стремительность “Ниндзи-убийцы” (Ninja Assassin, 2009) . Менты штурмуют монстра в яростном отчаянье, но они лишь угощение на этом кровавом пире. Музыкальной темой финальной разборки стал хрип резаных глоток и хруст вывернутых наружу сломанных костей.

– Может и встретимся еще. Кто знает.
– Может и встретимся еще. Кто знает.
– А я, ребята, такую хрень, наверное, уже не потяну.
– А я, ребята, такую хрень, наверное, уже не потяну.

Потому что одолеть набравшего силу демона можно только силой подсознания «Клетки» (The Cell, 2000). И тут у него есть достойный соперник, способный напугать даже такую тварь. Кино пролетает за два часа через вехи жанра как пуля сквозь череп! Итоговое впечатление – восторг!

– Заслуживает хоррор-“оскара”. И даже не года. Это что-то посерьезнее.
– Заслуживает хоррор-“оскара”. И даже не года. Это что-то посерьезнее.

Ключевую сцену этого фильма ценители будут пересматривать много раз. Перевод названия, конечно, крайне беспомощный. Но в оригинальном имени заключается и подсказка. Не портите себе праздник – разбирайтесь с этим фильм прямо в кинотеатре по ходу дела.

Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте http://gvozdislov.ru/