Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Из архивов советской фантастики. Сборник "Помочь можно живым" - ранние Бушков, Кудрявцев и другие

Оглавление

В 1990, когда бурные пертурбации в скрипевшем по всем швам СССР привели к различным неожиданным результатам — от карточной системы до разрешения частной коммерческой деятельности, одним из этих результатов стало начало взрывного хаотического книгоиздания. Стали массировано появляться переводные издания, особенно детективной и фантастической литературы, писатели стали вытаскивать из архивов «полочные» произведения и те — о чудо! - шли в печать. Стало легче опубликоваться и молодым писателям. Рынок, взбудораженный политической ситуацией, ошалелый от внезапно свалившихся перемен, сметал все подчистую.

Обложка сборника. Мягко говоря, непритязательная... Да и само издание тоже - на плохонькой бумаге, в мягкой обложке. Зато - фантастика!
Обложка сборника. Мягко говоря, непритязательная... Да и само издание тоже - на плохонькой бумаге, в мягкой обложке. Зато - фантастика!

В тот год я, студент-первокурсник, был идеальным представителем этого самого голодного рынка. Попросту говоря, все, что я не тратил на студенческие вечеринки, я тратил на книги, а точнее - скупал все подряд, на обложке чего стояло заветное слово «фантастика». Эх, романтическое время… Все читалось «на ура». В один из таких набегов на книжные развалы я приобрел сборник издательства «Молодая Гвардия» «Помочь можно живым».

Это сейчас сборники рассказов — скорее редкость, издательские спец-издания для гурманов и ценителей, а тогда рассказ был еще жив. В сборник вошли как раз рассказы и небольшие повести отечественных фантастов, преимущественно — начинающих (насколько я понимаю, для некоторых это вообще был дебют). Тем не менее, «зашел» он у меня, как говорится, «на ура». Еще бы — сейчас, с высоты прошедших лет, как минимум несколько имен из него узнает любой любитель фантастики.

Всего произведений в сборнике добрых полтора десятка, поэтому я ограничусь лишь самыми запомнившимися — те, за которые я сразу взялся, перечитывая сборник перед тем как сесть за статью.

Помочь можно живым, Александр Бачило.

Повесть о приключениях парня-неодикаря в разрушенном ядерной войной мире. Прекрасная постапокалиптика, от которой за версту веет «Письмами мертвого человека». Страшная, безнадежная, поэтичная, не лишенная некоторой аллегоричности. Активным потребителям современного постапокалиптического мочилова может показаться скучноватой и затянутой, ну да и радиоактивный их бог с ними. Кстати, повесть со временем стала культовой, потянула за собой «хвост» из фан-арта и даже фанфиков.

Зверь "свирепень" из повести Бачило. Превосходный фэн-арт от K.A.Teryna
Зверь "свирепень" из повести Бачило. Превосходный фэн-арт от K.A.Teryna

Дети тумана, Александр Бушков.

Теперь-то да, теперь Бушков — это ТОТ САМЫЙ Бушков, и пусть я не самый горячий поклонник его творчества, отрицать, что это один из самых популярных авторов в жанре, было бы глупо. Повесть ранняя, написана еще до того, как Бушков стал ТЕМ САМЫМ, но это уже настоящий Бушков — повесть хотя и слегка еще наивная, но лихая, динамичная настолько, что только успевай разворачиваться, и с прекрасным изящным фантдопущением. И, между прочим, с открытым финалом, что лично мне особо импонирует.

Остановка в пути, Леонид Кудрявцев.

Еще один автор, который на сегодняшний день ни в каких дополнительных рекомендациях не нуждается. Мои читательские пути пересекаются с ним довольно редко, не скажу, что я горячий его фанат, но вот этот рассказ мне как запал в душу еще тогда, тридцать лет назад, так и засел в памяти. Собственно говоря, я и про сборник-то этот вспомнил именно из-за этого рассказа — захотелось перечитать, ну все остальное потянулось следом. Рассказ просто очаровательный — после рискованного эксперимента радикально меняется реальность, превращаясь в сюрреалистическую фантазию в духе Сальвадора Дали; «мир стал мнимой величиной». Люди преимущественно утратили память и превратились в нечто невообразимое — слона с собачьей головой, автомат по продаже газированной воды, шестимерного паука — но при этом остались разумными существами, и герой рассказа, вот уже много лет пытающийся найти заветный рубильник и отключить генератор мнимости, мучается — имеет ли он на это право? Ведь странный мир, в том числе и те, кто к нему приспособился, и те, кто в нем родился, исчезнет безвозвратно. Одним словом, ВЕЛИКОЛЕПНО.

Обложка многократно переиздававшегося авторского сборника Бушкова, в состав которого неизменно входила повесть "Дети Тумана"
Обложка многократно переиздававшегося авторского сборника Бушкова, в состав которого неизменно входила повесть "Дети Тумана"

Сейвер, Игорь Пидоренко.

Динамичная приключенческая фантастика с довольно необычным для тех лет фантдопущением: Пидоренко описывает работу «сейверов» - людей, чью личность при помощи специальной аппаратуры «подселяют» в тело попавших в затруднительное положение людей (у каждого из них есть специальная «красная кнопка»), после чего они, максимально используя резервы тела-носителя, вытаскивают его из передряги, в которую угодил основной владелец тела. Не сказать, что шедевр, но в 1990 году для советской фантастики показалось мне прямо-таки прорывным откровением.

На этом я обзор завершу, но это не значит, что остальные повести и рассказы сборника не заслуживают внимания — заслуживают, и еще как! Вообще по сборнику видно, что авторы, вырвавшись на условный «оперативный простор» без цензуры, начинают нащупывать новые пути, новые стили — это скажется чуть позже, ближе к концу девяностых, когда немного схлынет могучий вал переводной фантастики и издатели начнут наконец обращать более пристальное внимание на отечественных писателей...

#ссср #фантастика #литература #книги #писатели