Найти тему
Шкатулка с историями

Как Рустем-паша ублажал кадия-шалунишку

И снова возвращаемся к "непутевым заметкам" любимчика и музы сценаристов "Великолепного века" - австрийского посла Ожье Бусбека.

Ожье Бусбек - лучший тревел-блогер 16 века

Как я уже говорила - многие повороты сюжета (казнь Сулейманом сына, похождения лже-Мустафы) отправились в сериал прямиком со страниц "Турецких писем".

Но все-таки политические события и #гаремные интриги занимают очень малую часть этой книги. В-основном, Бусбек занят описанием нравов и обычаев турок... выдавая ненароком и собственные нравы и обычаи - тоже далекие от идеала.

Надо сказать - мало кто в 16 веке блистал сдержанностью и дисциплиной. Янычар, поставленных присматривать за господином-послом, всегда можно было напоить и подкупить. И когда такое происходило, и служащие посольства вырывались на волю... вот тут-то и начиналось самое интересное. Потому что дисциплина у слуг Бусбека(да и у самого посла) была еще хуже, чем у янычар или султанских наложниц.

Приключения эти интересны и сами по себе, и тем, что раскрашивают новыми красками знакомых персонажей. Вот, например, Рустем всем известен как коррупционер... но КАК конкретно это происходило? Посмотрим!

#Великолепный век

В тот день слуги посла с какой-то целью отправились в квартал Пера- где жили европейцы, и где дорога была связана с необходимостью переправляться через бухту Золотой рог.

Двое моих людей отправились в Перу без сопровождения янычар, которых либо не было на месте, либо они посчитали, что эскорт им не нужен. Один из них был моим аптекарем, другой дворецким. Закончив свои дела, они наняли лодку, чтобы вернуться в Константинополь. Но едва уселись на места, к ним подошел мальчик-слуга кадия (судьи) этого места и приказал им вылезать и освободить лодку для его хозяина. Мои слуги отказались, указав, что вокруг полно свободных лодок, а эту они уже наняли. Но мальчик настаивал и попытался вытащить их силой. Мои люди сопротивлялись, и сопротивлялись энергично, - в-общем, дело дошло до потасовки. Все это происходило на глазах судьи, который не смог отказать себе в том, чтобы кинуться мальчику на подмогу. Мальчишка был его большим любимцем  по причинам, которые не нужно объяснять

Пока пылкий кадий бежал на помощь своему... кхм... "любимчику", он нечаянно оступился на лестнице и достаточно сильно разбился.

-2

#история

На крики кадия сбежались местные жители, которые, не долго думая, скрутили европейцев-смутьянов, и скрутили энергично - нанося неверным телесные повреждения, и потащили к некому ответственному лицу. Ответственное лицо, видимо, было родственником Афифе-хатун и назначило европейцам любимое гаремное наказание - битье палками по пяткам.

-3

В это время один из моих людей – итальянец неистового нрава, не переставая кричал: «Вы…Давайте бейте нас, собаки! Бейте! Это нас оскорбили и мы не заслужили наказания! Мы слуги посла Императора! Ваш султан накажет вас, когда узнает!» Несмотря на свой ломаный турецкий, он был понят. Один из турок был поражен его смелостью и заявил: « Вы думаете этот одноглазый (у итальянца не было одного глаза) – человек? Нет, он не человек! Он принадлежит к расе одноглазых Джиннов!» Воевода и сам был поражен такой храбростью и решил отправить их к Рустему нетронутыми.
И вот они отправились к нему, в сопровождении огромной толпы лжесвидетелей. Турки думают, что свидетельствовать против христиан – крайне богоугодное дело, и поэтому их не надо приглашать, они всегда приходят незваными и даже навязывают свои услуги – как это и случилось в этот раз. Все свидетели в один голос заявили: «Эти бандиты решились на самое гнусное преступление – сбили кадия с ног кулаками  и утопили бы его в море, если бы их вовремя не остановили».
-4

Конечно, удивительно, что великому визирю приходилось заниматься рассмотрением дел о драках на стамбульских улицах... но к чести Рустема, он быстро разобрался в чем суть дела, вызвав во дворец и Бусбека.

Речи о телесных наказаниях уже не шло... но тем не менее Рустем, как опытный партийный функционер, нашел способ, как удовлетворить все стороны конфликта. И нашим, и вашим, как говорится.

Из-за боязни быть заподозренным во взяточничестве Рустем предпочитал решить вопрос так, чтобы у кадия не было причин жаловаться. Он послал мне записку, в которой указал, что самым мудрым будет задобрить судью, одарив его несколькими золотыми монетами в качестве взятки. 25 дукатов будет достаточно. Я ответил, что очень благодарен ему за совет и , если бы дело касалось его самого, я по его просьбе выкинул бы в море хоть 50 дукатов, и сделал бы это без колебаний. Но здесь вопрос не в деньгах, а в прецеденте. Если в качестве правила будет заведено, что тот, кто  обижает моих людей и вместо наказания будет получать подарок, у меня быстро кончатся деньги. Кто угодно может захотеть поправить свое материальное положение за мой счет.

Такой вот парадокс - из-за своей репутации взяточника Рустем просто не мог решить вопрос честно и по справедливости. Иначе (без взятки) - ему бы никто не поверил, и все подумали бы - что он просто взял больше у другой стороны!

Не корысти ради, а чтобы Михримах зимние сапоги купить...
Не корысти ради, а чтобы Михримах зимние сапоги купить...

Как же закончилось дело? Бусбек просто-напросто обратился к другому визирю - Толстому Али, которого не обвиняли в коррупции по любому поводу, и тот не опасаясь гнева султана, без лишних разговоров выпустил бедолаг-европейцев на свободу.

А вот кадию повезло меньше. Получив по собственному признанию взбучку от неверных - и не сумев добиться их наказания, тот был смещен со своего поста - по мнению общественности, гражданин столь потерявший лицо никак не мог более занимать должность судьи.

Еще по теме:

Несвятые святые Великолепного века

Султан Сулейман, любивший играть в куклы