Записная книжка, забытая кем-то из пассажиров, вызывающе и соблазнительно лежала на сидении. Она как будто специально старалась подставить под яркие лампы вагона свой позолоченный край, отбрасывая легкий блик на обивку кресла.
Коричневая, без единого пятна или царапины, кожаная обложка с красивыми вензелями по углам сразу привлекла взгляд молодого человека, вбежавшего в вагон.
Пассажиров было мало. Половина одиннадцатого на часах, суббота, слякотная, промозглая погода разогнала всех по барам, ресторанам, кафе, уютным квартирам и другим теплым, согревающим душу местам.
Мужчина оглянулся по сторонам, ища глазами владельца находки. Но никто как будто и не замечал записной книжки. Рома протянул руку, еще раз оглянулся, и вот уже красивый переплет греет руки, мягко шуршат пустые страницы. Молодой человек быстро пролистал всю книжку, надеясь найти вложенные деньги, ну, или, на крайний случай, координаты владельца. Ничего. Только надпись на титульном листе красивым, размашисто-витиеватым почерком:
" Не сомневайся. Просто спроси!"
Рома пожал плечами и сунул находку в карман куртки.
-Пригодится! - мельком подумал он и вышел на своей станции.
На следующий день потеплело, солнце смилостивилось над жителями серого города, высветлив дома, блеснув в окнах и вспыхивая искрами на стальных крышах.
Рома медленно открыл глаза. Вставать не хотелось. Усталость, навалившаяся после тяжелой рабочей недели, пустота выходных, постоянные мысли о своем плачевном денежном положении - все это мешало радоваться ясному утру, погружая мужчину в вязкую пучину хандры.
С работой не ладилось уже давно. То ли сам Рома был неудачником, то ли так складывались обстоятельства, но в этом году, куда бы он не устроился, через некоторое время фирмы либо разорялись, либо сокращали штат. Сначала обычно увольняли "мелкий планктон", коим и ощущал себя Роман.
Системный администратор "средненького разряда", без многолетнего опыта работы и хваткого, пробивного характера, Роман уже отчаялся найти хоть что-то приличное. Платить за квартиру будет скоро нечем. хозяйка уже и так грозилась поднять аренду, а тут еще и очередная новость об грядущем увольнении.
От грустных мыслей мужчину отвлек звонок.
-А, привет! - скучным голосом сказал Рома, садясь на диван. - Да никаких планов. Дома буду сидеть, пробегусь по вакансиям. Может, резюме подправлю. Как сам?
Денис, друг со школьной скамья, предлагал Роману бросить все и поехать сегодня с ним за город, на пикник.
-Давай! Развеешься, там, кстати, будет мой один знакомый, он команду набирает себе в офис. Может, приглянешься ему!
-Да? - Рома с сомнением пожал плечами, ведь успех уже давно не заглядывал в его судьбу. - Ладно. Где встречаемся?...
...Берег озера, где решено было организовать пикник, порос пушистыми, сочными кустами клевера, лишь в некоторых местах уступая место нежно трепещущим от ветра охапкам ромашек.
-Виктор Андреевич! - обратился Денис к рослому, широкоплечему мужчине. - Это мой друг, Рома. Он системный администратор. Помните, вы спрашивали? Вот...
Виктор осмотрел молодого человека с головы до ног. Прощупывающий, все подмечающий взгляд остановился на потухших глазах.
-Что, не ахти жизнь идет?
Рома потупился.
-Да ладно! У всех бывает. Сколько ты уже работаешь, какой стаж-то?
Рома ответил.
-Так! Много обещать не могу, пока не раскрутились, денег не густо. Но хочешь, попробуй. Если все срастется, то через месяц возьму тебя на постоянную работу, мне люди в восточный офис нужны.
-Запиши мои координаты. В понедельник позвони! Лады?
-Да, спасибо.
Роман расплылся в счастливой улыбке. Уверенность Виктора Андреевича, его энтузиазм и легкость, с которой тот согласился взять к себе на работу совершенно незнакомого сотрудника, вселяла надежду, что все действительно "срастется"...
В понедельник утром Рома открыл запись и взял в руки телефон. Нужно звонить по поводу работы!
И тут он с удивлением обнаружил, что запись в книжке жирно зачеркнута черным фломастером, а ниже витиеватым почерком красовалось:
"Не трать время! Не долгая работа, разочаруешь начальство!"
-Бред какой-то! - Рома даже вскочил со стула.
Он плохо помнил окончание субботнего пикника, но вряд ли кто-то мог залезть к нему в карман, вынуть записную книжку и оставить такое послание! Тогда откуда оно?
Вместе с этими мыслями в голове опять зашептались, зашушукались сомнения и тревоги, расчищая от пыли неуверенность в себе и умаляя достоинства своего хозяина.
Другая половина сознания хотела, было, возразить, упомянув прекрасно сделанные проекты в прошлом, отзывы от частных клиентов, но эти голоса потонули в хоре оппонентов.
Рома, вечно сомневающийся, нерешительный, мнительный парень, часто вел внутреннюю борьбу, уговаривая себя принять то или иное решение, а потом страдал от того, что все равно получилось не так идеально, как хотелось бы.
Надпись звучала как предсказание, как совет друга, она настойчиво уводила мужчину от телефонной трубки.
-Не получится! Опять разочаруешься! Он ждет от тебя слишком многого! - как будто добил вкрадчивый голос невидимого собеседника.
Рома тряхнул головой, пытаясь справиться с наваждением. А потом его рука сама отложила телефон. Быть неудачником трудно, обидно и унизительно. Уж лучше найти что-то попроще...
Страницы одобрительно зашуршали. Они спасли его, остановили, оградили. Миссия выполнена.
Виктор Андреевич ждал звонка того грустного паренька с детскими, доверчивыми глазами, но так и не дождался. нашел себе работника по базе вакансий...
Через две недели Рома встретился на улице с Денисом.
-Ну, как? Работаешь у Виктора?
-Нет, знаешь, как-то не получилось. Не дозвонился, а потом подвернулось другое место! - соврал мужчина.
-Да?... Странно. А мне он сказал, что ты так и не позвонил. Зря ты! Там хорошие деньги сейчас! Ладно, не пропадай! - Денис растерянно пожал плечами и пошел дальше.
Рома смотрел ему вслед. Неужели, книжка обманула? Она шутит со своим хозяином, путая его судьбу, перекладывая карты и стирая ластиком набросок жизни?
Но потом молодой человек все же уверил себя, что сделал правильный выбор. Уж очень велика ответственность - работать на такого видного человека!
Рома сверился с адресом и двинулся в сторону проспекта. Он подрабатывал частным мастером...
Записная книжка была права лишь отчасти. Рома бы, действительно, долго не продержался на работе у Виктора. Слишком парень был медлителен и негибок. Да и багаж знаний нужно было пополнить. Избежать неудачи - значит, переиграть самого себя. Тут, конечно, молодой человек вышел победителем. Но была и вторая сторона "медали". Такого мощного, продвинутого коллектива он не встречал никогда. Опыт, энтузиазм и легкость, с которой люди Виктора Андреевича делились своими знаниями, могла бы стать ступенькой, толчком к самосовершенствованию. Но Рома упустил шанс испытать это, испугавшись не оправдать надежд начальства, которое, к слову, даже бы и не обратило на него особого внимания...
Жизнь текла, то кружась в водоворотах, то разливаясь медленным, плавным потоком. Роман частенько пользовался загадочными услугами записной книжки. Она то разрешала, то предостерегала, лишая или, наоборот, давая "добро" на следующий шаг бедолаге-владельцу.
Скоро Роме пришлось поменять жилье. Он долго выбирал другую квартиру, то и дело сталкиваясь с надписями:
"Беги отсюда! замучаешься все чинить!" или "Соседи за стеной шумят, ты не сможешь отдохнуть!". "Дорого! Ты не потянешь!"
Но, наконец, "Хороший выбор, друг мой! Здесь по Сеньке шапка"!
Совсем малюсенькая квартирка, с маленькой оплатой, на окраине города, в глухом районе. Минимум удобств и риска...
Рома подписал договор, согласившись на все условия хозяев, даже не раздумывая. Теперь за него думала книжка в кожаной обложке. Он же свято верил ее вердиктам.
А упущенные возможности шипели, падая на раскаленные камни, выстилающие одинокий путь Романа.
Выбери он понравившуюся ему квартирку, где требовался ремонт сантехники, Роман бы со временем узнал, что владелец был одно время тесно знаком с его отцом, но потом друзья разошлись, потерялись. о чем оба сожалели...
Другая квартира, однушка с шумными соседями - была шансом познакомиться с будущей женой. Она жила на этом же этаже...
Они встретятся, но уже несколько лет спустя. То ли судьба подкинет второй шанс на счастье, то ли просто не успеет развести дороги тех, чьи полюса притягиваются согласно неведомым силам человеческого существования...
Записная книжка давала советы, благословляла на командировки и предупреждала о неудачах, поджидающих на пути. Жизнь Романа становилась все более плавной, ровной, без кочек и ухабов, без мучительных сомнений и бессонных ночей в раздумьях. Зачем, если под рукой оказался верный советчик, предсказатель?
Рома всегда был склонен верить в потусторонние силы, ворожбу, сглаз и прочее. А все благодаря бабушке, которая, проводя с внуком много времени, развлекалась гаданием на картах. Сначала это было ради шутки, пока маленький Ромка катал машинки по полу. Потом старушка втянулась, начала замечать, что карты действительно "разговаривают" с ней. По картам в итоге выбирали школу для Ромы, а мать развелась с отцом, потому что карты "подтвердили" ее подозрения в мужниной неверности.
Мать никогда бы не призналась, что просто сама хотела развода, но опасалась обвинений в разрушении семьи, потому и свалила всю вину на мужа...
А Рома видел каждый вечер карты на столе, бабушкино сосредоточенное лицо, мамины застывшие глаза. и тогда вера в волшебство, во что-то мистически-загадочное, что творилось в их доме, начала прочно укореняться в голове впечатлительного ребенка, дав теперь свои плоды...
...Надписи появлялись регулярно. Книжка уже была наполовину исписана, обложка заломлена в нескольких местах. Но срез страниц все также блестел на солнце, словно только что покрытый сусальным золотом.
Прошло года два.
Однажды Денис привел Рому к друзьям, на празднование чьего-то Дня рождения.
Мужчина всматривался в лица других гостей, ища знакомых. Но казалось, что таких тут и нет. Денис давно жил совсем другой жизнью, широкий круг интересов, много друзей, с которыми когда-то он пересекался и не стал терять связь.
У Романа было по-другому. То ли осторожность и неуверенность в себе, то ли недоверие ко всем вокруг заставляли его ограничивать, сужать, стягивать круг общения до минимума, прячась в тени.
-Да ну что ты все лезешь! - иногда всплывали в голове слова матери. - Сиди, помалкивай, когда взрослые говорят!
И он помалкивал. Отдельная комната, оставшаяся от бабушки, телевизор, долгие скучные вечера после учебы - все располагало к тому, чтобы уединиться в своей скомканной душе, забывшей, какой она может быть, какой ее видел отец, когда они вместе с Ромкой строгали деревянные кораблики и запускали их в речке на даче...
-Ой! Папа! Мой упал, он утонет, папа! - кричал сын, дергая за веревочку, привязанную к раскрашенной яркой гуашью палубе.
-Ну и ладно! Высушим, исправим! Зато смотри, какой он шустрый! Паруса удачные получились!...
Рома счастливо кивал и тянул за веревку...
А теперь рядом не было того, кто скажет тебе: "Да попробуй ты! Все будет хорошо!" Память запрятала того увлеченного, восторженного мальчика глубоко внутрь, позволив взрастить на его месте тень, прячущуюся в раковине собственных страхов. Рядом была записная книжка, которая "ограждала" от возможности упасть, разочароваться, испытать еще большую жалость к себе...
...-Привет! - чей-то голос, выделившись из толпы гостей, окликнул молодого человека.
Рома обернулся.
Дашка! Та самая девчонка из прошлого, что задиралась к нему в саду, пока бабушка чинно шла по тропинке, обдумывая сегодняшний прогноз карт, та, что потом попала с Ромой в один класс и стала общей любимицей. Она была везде замешана и замечена, вихрем проносилась по этажу, встревая во все мало-мальски значимые, с ее точки зрения, мероприятия, будь то дежурство в столовой или репетиция спектакля.
И ведь эта прилипучая девочка ему нравилась. Рома только потом понял это.
-Ой, привет! Ты как здесь оказалась? - Рома улыбнулся.
-Ну, как говорится, мир тесен. Сам как? Чем занимаешься?
-Да... - Рома замялся. Чем он мог удивить эту девушку, что сейчас уверенно смотрит ему в глаза. - Да все тем же. Администрирование, то-се, частно в-основном.
-Один пока? - она кивнула на безымянный палец.
-Да,. А что ты? Я слышал, в медицинский поступила, отучилась?
Даша вдруг погрустнела, но лишь на миг.
-Нет, не закончила. Ты же знаешь меня. Мне все мало... Не хватило усердия, наверное. В-общем, не мое это было.
-Жалко! Столько времени потеряла! А если б знала, что "не твое", то и не мучилась. Правда? - ему вдруг стало важно, чтобы эта девочка-вихрь из его прошлого оправдала, подтвердила теорию о ненужности риска.
-Вряд ли! Я столько всего узнала, перевидала! У меня столько осталось хороших знакомых с той поры! Просто я однажды поняла, что не смогу сделать человеку больно, даже ради того, чтобы вылечить его. Глупо, правда? - она хмыкнула. - Но теперь я это знаю, значит, я продвинулась вперед!
-И чем теперь занимаешься?
-Стала парикмахером. Не врач, конечно, но тоже неплохо.
-Да, ты молодец!
Звуки их голосов заглушил громкий рокот колонок. Басы сотрясали комнату, не давая возможности поболтать...
...Рома ушел одним из первых. Ночь проглотила его, скрыв от прохожих грустное, растерянное лицо, опущенные плечи, как будто совершенно случайно забытые кем-то на вешалке в шкафу.
Что-то было не так, что-то зашевелилось, стрекотнуло внутри, замкнулись какие-то контакты, которые давно были покрыты накипью одинокого безразличия к своей судьбе. Ток, острый, горячий, запустил ржавеющий механизм молодого авантюризма, доставшийся от отца.
Рома шел, прибавляя шаг. Работа умственная переросла в работу мышечную. По пустому тротуару, разбрызгивая лужи от только что закончившегося дождя, бежал совсем другой Роман. Тот, что остался где-то там, далеко, в счастливом корабельном детстве, а теперь нагонял свою выросшую оболочку, желая вновь слиться с ней воедино...
...Книжка лежала на столе в комнате. Она ждала своего хозяина. Почти полностью подчиненного, прирученного и податливого. Управлять им было так легко, что даже странно.
Но сегодня хозяин был каким-то другим. Резкие движения, сумбур в мыслях. Он что-то искал на полках, рылся в шкафу, перелистывал какие-то тетради.
-Нашел! - победно пошептал он, вынув из большой коробки фотоальбом.
Медленно переворачивая страницы, мужчина улыбался, дотрагивался до фотографий, что-то шептал.
-С ума он, что ли, сошел? - терялась в догадках магическая книжка. И тут на очередной странице увидела фото Даши. Где-то в походе, в компании одноклассников, она стояла рядом с Ромой, положив голову ему на плечо.
Все стало понятно. Вот кто захотел обладать этим странным, жалким мужчиной, что почти стал рабом найденной когда-то записной книжечки.
-Ну, это мы быстро исправим! - страницы тихо зашелестели, заботливо передвигая закладку на следующую, пустую, страницу.
Утром Рома машинально потянулся к книжке-предсказателю и застыл на стуле.
"От этой женщины исходит зло! Она разрушит твою жизнь!"
Витиеватый, быстрый почерк. Буквы были как будто процарапаны на бумаге, так волновался писавший.
А Роме вдруг вспомнилось мамино: "Да сиди, помалкивай!" Опять кто-то указывает ему, как следует жить. Бунтарь, загнанный когда-то в угол, сейчас расправил плечи и гордо поднял голову. Роману вдруг захотелось сделать что-то странное, несвойственное его тусклой, ровной, словно отглаженной утюгом, жизни. Прыжок с парашютом, купание в проруби, смена профессии и форма пожарного... Хотелось жизни, риска и ощущения себя чувствующего и не боящегося ошибаться, делая следующий шаг...
Но это в будущем, а пока он просто наберет номер Даши. Она будет тем бальзамом, что излечит его душу, заставит измениться, отклониться в сторону от канвы своего существования...
...Записная книжка, новенькая, в гладкой, кожаной обложке, лежала на скамейке парка. Выброшенная Ромой из окна, она очень удачно приземлилась на нагретое кем-то место. Вот сейчас кто-то, соблазнившись золотым корешком, заберет ее к себе домой. Она обретет нового владельца, превратит его в раба своих предсказаний!
Но что это? Грязные, шершавые руки схватили кожаный переплет, с силой дернули в разные стороны и понесли куда-то далеко, в лес. Этому человеку не нужны белые листы, советы и подсказки. Он ищет тепла и бросает страницы в огонь. Тот быстро облизывает угощение, уничтожая книгу, что хотела владеть миллионами жизней, но так и не подчинила себе ни одну...
#рассказы-зюзино #мистические истории #фантастический рассказ
#рассказ #философия жизни