Найти в Дзене
Строительный мир

Долговая яма, обвинения в коррупции и раздутые амбиции: строительство одной из самых сложных автомагистралей Европы

Оглавление

Эту дорогу называют одной из самых дорогих и технически трудных в Европе. Сначала о ее строительстве говорили как о проекте века, который принесет стране процветание и поведет ее в светлое будущее. Сегодня — как об одной из главных ошибок правительства, раздутых амбициях и настоящей катастрофе.

Первые неудачи

Идея строительства автомобильной дороги вдоль горного хребта, связывающей побережье Адриатического моря с северными регионами Черногории, появилась еще в 1960-х, когда Республика входила в состав СФР Югославия. Но реализована эта задумка тогда не была — проект оказался непростым из-за особенностей рельефа; в частности, на участке в 170 км он предполагает десятки мостов и тоннелей разной протяженности.

К вопросу вернулись уже во второй половине 2000-х, когда проложить скоростную магистраль от портового города Бар к границам Сербии в районе Боляре (Ябланический округ) предложил нынешний президент Черногории Мило Джуканович, который на тот момент занимал пост премьер-министра. К 2008 году был составлен предварительный план проекта. А уже на следующий год объявлено о начале строительства.

© Government of Montenegro / public domain
© Government of Montenegro / public domain

Работы предполагалось начать со среднего участка трассы — от Подгорицы до деревни Матешево. Реализовывать проект, согласно результатам проведенного тендера, должен был хорватский консорциум. Но не прошло и года, как все контракты были расторгнуты, так как последний не смог предоставить банковских гарантий.

До 2011 года власти Черногории вели переговоры с другим потенциальным подрядчиком, представленным греко-израильским объединением. Но прийти к соглашению не удалось по тем же финансовым причинам. В свою очередь Международный валютный фонд и Европейский инвестиционный банк отказались участвовать в проекте, посчитав его слишком рискованным мероприятием. Тогда Черногория обратилась к Пекину.

В игру вступает Китай

В результате в 2014 году стороны пришли к соглашению, и Экспортно-импортный банк Китая предоставил европейцам кредит на 20 лет под 2% в размере €1 млрд, что составляет примерно треть годового бюджета Черногории. Выплачивать долг заемщик должен был с июля 2021 года. За реализацию проекта взялась корпорация CRBC — одна из крупнейших строительных компаний в мире.

© Requiem mn / CC BY-SA 4.0 (Строящийся участок автомагистрали Бар-Больяре)
© Requiem mn / CC BY-SA 4.0 (Строящийся участок автомагистрали Бар-Больяре)

Весной 2015 года началось строительство первого участка длиной около 40 км, на котором необходимо было возвести порядка 45 мостов и 30 тоннелей. Завершить работы планировали в течение четырех лет. Но практически сразу возник ряд сложностей, поэтому срок сдачи объекта перенесли на год вперед. В 2020-м в ход кампании вмешалась пандемия, что неизбежно отразилось на темпах работ, график которых вновь пришлось пересмотреть. По последним данным, дорогу от Подгорицы до Матешево откроют к декабрю 2021-го.

А деньги надо отдавать

Главная трудность, с которой столкнулись власти Черногории — выплата кредита китайскому банку. В прошлом году по понятным причинам бюджет государства серьезно просел, так как основной отраслью экономики является туризм. Многие начали высказывать опасения, что страна попала в долговую ловушку от Пекина, полагая, что, если Черногория не сможет производить положенные выплаты, Китай потребует порт Бар или другую инфраструктуру и земли (что предусмотрено договором), усилив тем самым свое влияние в Европе.

В США неоднократно предупреждали Подгорицу, чтобы она проявляла осторожность в делах с КНР, на что последняя призывала американцев не лезть в чужие дела. В Европе тоже в целом далеко не все были довольны участием Поднебесной в проекте. Но черногорские власти в ответ на подобные высказывания подчеркивали, что ЕС никак не поддержал проект, поэтому они были вынуждены начать сотрудничество с азиатской державой.

© Government of Montenegro / gov.me (Строительство магистрали Бар-Больяре, 2019 год)
© Government of Montenegro / gov.me (Строительство магистрали Бар-Больяре, 2019 год)

В декабре 2020 года пост премьер-министра занял Здравко Кривокапич, который раскритиковал реализуемый проект, назвав его манией величия и дорогой, ведущей в данный момент из ниоткуда в никуда. Более того, прозвучали обвинения во взяточничестве, расточительстве и раздутых амбициях, никак не соотносящихся с финансовыми возможностями государства.

Новый премьер подчеркнул, что не располагает пока неопровержимыми доказательствами, однако, по его мнению, коррупционная составляющая проекта на лицо. Мило Джуканович в свою очередь считает подобные обвинения обычными домыслами. Вступивший на пост министра финансов Милойко Спаич, назвал сделку с китайцами 2014 года ужасной, а один из заместителей Кривокапича Дритан Абазович — катастрофой. Ранее инициаторы этой масштабной задумки характеризовали магистраль как дорогу в светлое будущее, называя ее строительство проектом века.

Будет ли достроена?

Тем не менее нынешнее правительство заявляет, что не оставит проект автомагистрали на полпути и обязательно закончит его в ближайшем будущем. Оставшиеся участки Черногория намерена строить без участия Китая. В идеале власти рассчитывают на финансовую помощь Евросоюза, но этот вопрос пока остается открытым. ЕС не может вкладываться в кампании, реализуемые на территории стран, не входящих в его состав.

© Government of Montenegro / gov.me (Строительство магистрали Бар-Больяре, 2021 год)
© Government of Montenegro / gov.me (Строительство магистрали Бар-Больяре, 2021 год)

Некоторые эксперты все же полагают, что из-за своей дороговизны и отсутствия денег проект будет на время заморожен или вообще так и останется незавершенным, по крайней мере, пока Черногория не станет частью ЕС. Госдолг страны вследствие китайского кредита резко возрос и составляет 97% ее ВВП, что вынудило власти поднять налоги и прекратить выплаты по ряду пособий семьям с детьми.

Для завершения магистрали необходимы новые средства, которых попросту нет. А влезать в очередные долги до тех пор пока не выплачен миллиард евро китайскому банку, государство не может себе позволить. Оставшаяся часть магистрали (130 км) пройдет по более ровному участку, где уже не требуется возведения такого количества мостов и тоннелей. По некоторым оценкам, на завершение всего проекта необходимо еще около €1,5 млрд.

В любом случае Черногории нужно расплачиваться за «дорогу в никуда», и первый платеж в размере $33 млн (выплаты осуществляются в долларах) был произведен в июле этого года. Также Правительство объявило, что работает над вопросом о рефинансировании или реструктуризации китайского кредита.

© Daniel749 / CC BY-SA 3.0 (Автомагистраль на территории Сербии. Зеленым – построенные участки; красным – строящиеся; черно-серым – планируемые)
© Daniel749 / CC BY-SA 3.0 (Автомагистраль на территории Сербии. Зеленым – построенные участки; красным – строящиеся; черно-серым – планируемые)

Черногория остается одной из немногих стран Европы, где до сих пор нет скоростных автомагистралей. Предполагается, что строящаяся трасса в дальнейшем дойдет до Белграда, столицы Сербии, на которую придется около 260 км общей дороги. Эта страна начала строительство около десяти лет назад и продолжает работы на отдельных участках по сей день. К 2022 году должна быть полностью готова магистраль от Белграда до Пожеги.

Читайте: Мост раздора в Адриатическом море: в Европе завершается крупный инфраструктурный проект