Найти тему
com-drive

Лесовоз из «шассика» для СССР - неожиданный поворот в семействе легких самоходных машин

Тема «шассика» Т-16, его функциональных возможностей, а также предполагаемого развития данного проекта на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси (ХЗТСШ), казалось бы, была раскрыта полностью. Мы рассказали о перспективном шасси ШО-28, о колесном тракторе класса 0,6 т. тяги ТУ-28, и даже показали его эскизные проекты. Точка?

Оказывается, нет. Из пыльных папок БФ ВНИИТЭ внезапно выплыло еще одно чудо на колесах. Как оказалось, перспективное семейство ХЗТСШ представляло собой не трио, а квартет. Причем, этот четвертый «игрок» по факту был чуть ли не заводилой. Знакомьтесь – лесохозяйственный трактор ЛТ-28.

Эскиз лесохозяйственного трактора ЛТ-28 в масштабе человеческого роста
Эскиз лесохозяйственного трактора ЛТ-28 в масштабе человеческого роста

Работы над «лесником» в БФ ВНИИТЭ велись параллельно остальной компании вышеуказанных тракторов в 1973 году. Вот только «Лесохозяйственный трактора класса 0,6 т. тяги ЛТ-28» по своей сути должен был сильно отличаться от своих собратьев. Полный привод, колеса одного размера, шарнирно-сочлененная рама. От базового СШ-28 здесь должен был сохраниться только «блок»: ходовая система-трансмиссия-двигатель-пост управления. А уже к нему должна была пристыковаться оригинальная рама и задний ведущий мост.

Макетный образец ЛТ-28, каким его видели в БФ ВНИИТЭ
Макетный образец ЛТ-28, каким его видели в БФ ВНИИТЭ

В качестве прототипа для данного проекта белорусы взяли конструкцию лесохозяйственного трактора, разработанного в Харькове. К сожалению, фотографий его внешнего вида не нашлось, но судя по описанию образец представлял собой полностью прикомпонованную модель с передним расположением двигателя и развернутыми органами управления. Это полностью исключало какую-либо унификацию с исходным СШ-28.

Харьковский прототип ЛТ-28 даже кабины не имел – вместо нее был тент на каркасе.

Естественно, белорусов, увязывающих все свои проекты еще и с эстетическим восприятием техники, такой вариант никак не устраивал. Более того, он ставил крест и на идее унификации семейства, над которой в БФ ВНИИТЭ к тому моменту неплохо потрудились. Поэтому в Минске было предложено провести адаптацию наработок по СШ-28 на ЛТ-28. А именно, использовать вышеупомянутый «блок» с силовой установкой и кабиной в качестве основы конструкции.

С одной стороны такой подход обеспечивал использование уже готовой кабины, где внутренняя компоновка отработана и не требовала дополнительных усилий. С другой - ЛТ-28 задумывался как универсальный агрегат, который будет работать с различным оборудованием. А значит, должна быть возможность управлять трактором при реверсивном движении.

Специалистам БФ ВНИИТЭ пришлось сильно постараться, чтобы обеспечить хотя бы удовлетворительные условия для работы тракториста с гидроманипулятором, пусть и кратковременно. Для этого исходное кресло получило оригинальную гидропневматическую подвеску, позволяющую разворачивать его на 90 градусов влево.

В итоге выполненная работа позволила не просто сделать функциональный лесохозяйственный трактор. Пример ЛТ-28 продемонстрировал реальность создания на базе «блока» техники самого различного назначения. По сути, БФ ВНИИТЭ создал одноосный тягач, по типу широко известных скреперов МоАЗ.

Как только стало понятно, что идея унифицированного «блока» — это не прожект, БФ ВНИИТЭ сразу же озаботился обоснованием, для чего же он нужен и какие выгоды сулит его использование. В первую очередь речь шла об удобстве применения его все на тех же самоходных шасси.

Возможность «крутить» унифицированный блок как угодно давала широкий спектр выбора для аграриев. Они могли сами определять, где именно в конкретных условиях лучше расположить кабину – впереди или сзади рабочих органов. Для наглядности даже были сделаны наброски, как это может выглядеть в сравнении с тем же серийным Т-16.

Были предложены и другие варианты возможного развития проекта. Предполагалось, что на основе унифицированного блока появится возможность создать полноприводный аналог ТУ-28 с кабиной впереди, шасси под монтаж различного оборудования и даже самоходный комбайн.

Наверняка все вышеописанное заставляло сердца руководства ХЗТСШ биться чаще. Еще бы, открывались шикарные перспективы расширить модельный ряд до недосягаемых ранее высот. Причем, модернизация текущей линейки так и так напрашивалась, а тут можно было не просто ее обновить, но и увеличить.

Великолепное трио: ШО-28, СШ-28 и ТУ-28, так и не пошедшие в серию
Великолепное трио: ШО-28, СШ-28 и ТУ-28, так и не пошедшие в серию

К большому огорчению, ни один из проектов так и не получил продолжения даже в базовом варианте. Что уж тут говорить о спецмашинах в виде комбайнов или подборщиков. По большому счету даже непонятно, было на ХЗТСШ собрано хотя бы по одному опытному экземпляру в том виде, в котором их рекомендовало БФ ВНИИТЭ. Или все так и ограничилось макетными образцами, сделанными в Минске...