Обзор фильма "Ом Шанти Ом", 2007

243 прочитали
- Вы режиссер? Мой герой — немой?
- И слепой, и немой. Наташа вас видит и кричит: " Остановись,Радж!", но вы не останаливаетесь - потому что у вас нет ног!
- Что за фигня? Дайте прочесть диалог (выхватывая сценарий): "Я хотел бы подхватить тебя и унести отсюда, но я не могу этого сделать, так как не вс силах подняться с инвалидного кресла - мне ведь ампутировали ноги и руки...". Что за фигня?! И рук нет?! У этого персонажа хоть что-нибудь осталось?!
- Да, сэр. Сердце, полное боли!
- И слепой, и немой. Наташа вас видит и кричит: " Остановись,Радж!", но вы не останаливаетесь - потому что у вас нет ног!
- Что за фигня?

Снова возвращаюсь к рассказу о хорошем индийском кино. Без упоминания о фильме "Ом Шанти Ом" нам не обойтись.

Давайте о сюжете сначала. История в фильме делится на два временных промежутка. Первая часть —это Бомбей 70-х годов, его многочисленные киностудии и быт двоих начинающих актеров: Ома Пракаша Макиджа и его друга Паппу. Пракаш влюблен в талантливую красавицу-актрису Шанти Прийю. Каждый день он приходит на свидание к огромному постеру Шанти и ведет с ней проникновенные беседы. Волей случая Ому предоставляется шанс сблизиться со своей мечтой когда он спасает Шанти во время пожара на съемочной площадке. Но мечты Ома разбиваются в прах при случайно услышанном разговоре, оказывается, его возлюбленная уже замужем за безнравственным продюсером Мукешем Мехрой, скрывающим этот брак изо всех сил. Шанти ждет ребенка от Мукеша. Девушка умоляет супруга открыть всем правду об их браке. Мукеш, желая решить сей вопрос без огласки и скандального развода, заманивает вечером Шанти в безлюдный павильон и поджигает там декорации, закрыв девушку в павильоне. Ом пытается спасти любимую, но безуспешно. Шанти погибает, павильон взрывается и взрывом израненного Ома выкидывает на дорогу, по которой Радж Капур везёт рожающую жену. В больнице в одно и то же время рождается сын Капура и умирает Ом Пракаш.

Вторая часть фильма происходит уже в наше время. В семье Раджа Капура широко празднуют 30-летие его сына Ома Капура. Звезда Ом Капур звездит по полной, вовсю наслаждаясь жизнью. Единственная неприятность в жизни Ома — его фобия, он боится открытого огня. После вручения премии Filmfare (о которой так мечтал когда-то Ом Пракаш) у Ома Капура начинают просыпаться воспоминания о прошлой жизни, он находит мать Ома Пракаша и Паппу, которые принимают его за Ома Пракаша. Впрочем, почему принимают? После пробуждения всех воспоминаний Ом Капур и сам уже понимает, что в нем живет душа Ома Пракаша. Когда Ом сталкивается с постаревшим Мукешем Мехра, он решает отомстить за смерть Шанти. Ом уговаривает Мукеша доснять фильм "Ом Шанти", съемки которого были прекращены из-за таинственного исчезновения актрисы Шанти Прийя. Для съемок Ом находит молодую актрису - практически копию Шанти Прийи, с чьей помощью в роли "призрака убиенной Шанти" он надеется довести Мукеша либо до психушки, либо до суда...

- И слепой, и немой. Наташа вас видит и кричит: " Остановись,Радж!", но вы не останаливаетесь - потому что у вас нет ног!
- Что за фигня?-2

Если читать отзывы на фильм, можно заметить, что "Ом Шанти Ом" либо нравится очень, либо не нравится совсем. Я думаю, всё дело в том, что "Ом Шанти Ом" — это не мелодрама, не комедия, не триллер, не драма - хотя всё это указано в графе "жанр". Ожидающие стандартную индийскую драму остаются разочарованными. Да, элементы всех этих жанров в картине присутствуют, но главным остается то, что "Ом Шанти Ом" — это прежде всего самопародия, игра, фарс, где режиссер и актеры намеренно воспроизводят все штампы индийского кино, как старого, так и нового, вдоволь и с огромным удовольствием поиздевавшись над нелепостями и болезнями индийской киноиндустрии — клановостью, "золотой молодежью", получающей место в стройных рядах "звезд Болливуда" только лишь по праву рождения, звездной болезнью, однообразными мелодрамами с набором болливудских штампов, с одинаковым актерским составом из фильма в фильм, глупыми сюжетами...

Чего стоит хотя бы слепо-глухо-немо-безного-безрукий киногерой, все отчаяние которого может выразить только "грустная песня в стиле диско"! И как они это делают! Пародии при всей своей узнаваемости, при том, что "не в бровь а в глаз" — абсолютно не злы. Объекты пародий вышучиваются удивительно по-доброму, я бы даже сказала, с семейной нежностью.
Посмеяться над собой пришел весь Болливуд, и это отнюдь не преувеличение, не для красного словца.

Впрочем, звезды появляются и в первой части картины, где показывается Бомбей 70-х. К примеру, Говинда появляется как начинающий актер, которому Паппу советует сменить длинное имя на простое , чтобы добиться успеха. Часть фильма про Бомбей 70-х вообще достойна часа непрерывных дифирамбов. Стараниями создателей атмосфера этого времени чудесно воссоздана, костюмы и прически героев, узнаваемые жесты и штампы из старых фильмов, декорации. Отдельно стоит отметить танцевальный клип с премьеры фильма "Девушка мечты" с Шанти в главной роли, где с удивительным мастерством скомбинированы съемки: со звездами 70-х годов танцует Шанти— Дипика Падуконе, которой и 20 нет. Стиль клипа, кстати, абсолютно в манере Болливуда 70-х, современность лишь Дипика и выдает, чересчур уж она худенькая, в индийском кино тех времен дамы с формами играли...

Да, нельзя не отметить титры в конце фильма. Режиссер Фара Кхан в них показала ВЕСЬ состав огромной съемочной группы. И я говорю не о звездах, засветившихся на проекте, а трудяг, работавших над ним: гримеров, операторов и помощников операторов, и составителей диалогов, осветителей, продюсеров, костюмеров и их помощников, грузчиков, прокатчиков, модельеров, сценаристов, музыкантов…Славно получилось.

Резюмирую — фильм отличный. Можно смотреть и как обычную индийскую драму, где Добро обязательно победит Зло в лице коварного злодея, а можно наслаждаться отличной пародией и сатирой на "их нравы", замечательной музыкой и красивыми клипами.