К сожалению, нашему автопрому не удается эффективно конкурировать с ведущими мировыми лидерами в производстве легковых автомобилей. А вот наши грузовики уверенно колесят не только по российским дорогам (и бездорожью), но и во многих странах мира.
Кто знает, возможно, успех в данном сегменте автомобилестроения был заложен еще во время активного строительства социализма в СССР! Как бы тот период развития не критиковали современники, но в производстве грузовых автомобилей прорыв был сделан именно во времена существования Советского Союза.
Но вот что интересно: наряду с идеями и решениями, послужившими основой для развития, были и такие «оригинальные» разработки, которые иначе, как чудными не назовешь!
В головах конструкторов грузовиков появлялись самые разные оригинальные и неожиданные идеи. Но что интересно: именно в этот период такие идей не оставались на бумаге, а превращались в реальные экземпляры техники, сделанные из металла, стекла и дерева. Удивительно, но много таких «чудо-грузовиков» поступали в серийное производство.
Давайте познакомимся с некоторыми наиболее эффектными (смешными, необычными, оригинальными, диковинными) образцами.
Нами-076 Ермак
Работу над этим грузовиком НАМИ почти 60 лет назад. Это действительно уникальный грузовой автомобиль. Огромный «Ермак» имел расчетную грузоподъемность 45 тонн и оснащался самым мощным на тот момент времени 300-сильным двигателем Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Многие наши читатели удивятся, но еще в 1963 году в конструкции этого грузовика применялась гидромеханическая трехступенчатая трансмиссия.
Учитывая героическое прошлое, эту машину создавали специально под военные нужды, а также пробовали в качестве тягача и лесовоза.
А теперь самое интересное: конструкторы приняли очень необычное инженерное решение – использовать дисковые тормоза с водяным охлаждением!!! Правда в серию такая модель так и не пошла. Еще на стадии испытаний пришлось отказаться от экзотического варианта и установить стандартные барабанные тормоза. Но сама идея чего стоит!!!
НАМИ-076 Ермак был передан на Могилевский автомобильный завод, где на его базе выпускали МоАЗ-7411. Этот автомобиль разрабатывали и как лесовоз, и в качестве самосвала. Но что-то пошло не так, и в серийное производство «Ермак» так и не пошел.
МАЗ-7907 – «ракета-сороконожка»
У этого грузовика, конечно же, не 40 колет, а чуть меньше – всего 24! А технические характеристики автомобиля воспринимаются как научная фантастика. Судите вами:
- длина МАЗ-7907 составляет 28 метров;
- колесная формула – 24х24 (все двадцать четыре колеса – ведущие! Представляете, какая трансмиссия должна обеспечивать такую ходовую?!);
- масса автомобиля в снаряженном состоянии пости 66 тонн!
Полноприводный ракетовоз на 12 осях был построен и введен в эксплуатацию в 1985 году. Шасси грузового «монстра» делились пополам с помощью шарнирного сочленения, а управляемых осей было всего восемь: четыре спереди и столько же сзади!
Эта машина могла легко перевозить ракету массой более 150 тонн. А в качестве силового агрегата использовалась газовая турбина, мощность которой составляла 1250 л.с.
Сейчас специалисты уверенно заявляют о том, что главная ошибка конструкторов, создавших этот автомобиль – это выбор электрической трансмиссии. «Слабое звено» - привод, который выводился на каждое отдельное колесо.
Было построено всего 2 таких автомобиля!
ЭТ-500 (600), грузовичок с мотоциклетным мотором
Этот компактный грузовичок был разработан на таллинской автобазе Союза потребительских обществ. Всего полукустарным способом было выпушено 35 машин, но в массовое производство они не попали. Причина – отсутствие спроса. Хотя у модели были такие решения, которые позже стали популярными:
- передний привод;
- независимой передней подвеской;
- откидывающейся кабиной, сделанной из облегченного, но очень прочного стеклопластика.
Конечно, в конструкции ЭТ-600 были использованы делали и системы от других автомобилей: двигатель от «Запорожца», тормоза от «Москвича». Период выпуска и эксплуатации этих «карликов» - 1965-1969 гг.