Пока ЕС и США активно «утюжат» РФ и ее «Северный поток-2» на Востоке начинают сбываться ядерные мечты Турции. И речь сейчас не об американских боеголовках, складируемых на военной базе НАТО, а о собственной ядерной бомбе и как следствие провозглашение Анкарой себя ядерной державой (и смех и грех).
Многополярный мир, активно формирующийся в последние годы, рискует стать не таким уж и мирным как всем хотелось бы. Виной всему могут стать имперские амбиции Турции, которая похоже всерьез намеревается войти в ядерный клуб. Странное дело, везде, где РФ строит атомные станции, затем появляются ядерные бомбы, точнее разговоры о ядерных бомбах. В отличие от американской стратегии экспорта демократии, по результатам которой, в стране ее (демократию) получившей, не возникает никаких амбиций и тем более ядерных бомб. А если серьезно, то у Турции наметился явный тренд на отход от Запада и НАТО, подтверждением этого являются заявления Анкары о готовности приобрести у России ЗРК С-400 «Триумф». Это делается невзирая на санкции США, которые прекратили поставки в Турцию самолётов F-35. Ведение Пан османской политики для Эрдогана гораздо важнее обязательств перед заокеанскими партнерами, ЕС и НАТО, а укрепление сотрудничество в военно-промышленной сфере с РФ, дает дополнительные гарантии безопасности Турции и открывают путь для ведения внешней политики без оглядки на Западных кураторов.
Такое положение вещей, совместно с наращиванием Турцией Евроазиатских связей – дополнительная головная боль для США и Европы, у которых, итак, проблем хватает. Гарантией абсолютной независимости от НАТО стало бы формирование Турцией собственного ядерного арсенала. Об этом Эрдоган уже намекал в сентября 2019 года своим союзникам, сказав:
«У некоторых стран есть ракеты с ядерными боеголовками, не одна или две. Но нам говорят, что мы не можем их получить. Я не могу с этим согласиться. Мы работаем над этим»
Наиболее вероятным сценарием развития взаимоотношений между Западом и Турцией в случае получения последней обогащенного урана будет «иранский сценарий» полной изоляции, который в полной мере невозможно реализовать ввиду географического положения Турции и контроля над стратегическим для НАТО проливом. Утрата союзника в виде Турции сделает невозможным не только поддержку Украины, но и сведет к нулю все ближневосточные амбиции США. В случае отказа от реализации «иранского сценария» американцы продемонстрируют свою слабость.
Турция, является членом НАТО и привычную агрессивную политику по отношению к ней проводить будет затруднительно. Скорее всего США будет стараться дестабилизировать ситуацию внутри страны, сделав ставку на курдов и оппозицию, что с большей долей вероятности придаст дополнительный импульс ядерным амбициям Эрдогана.
Ходят слухи, что еще в 2010 году в Турции началось тайное строительство ядерных объектов по обогащению урана. И если это так, то в США об этом наверняка знали, но не смотря на это продолжали вкладываться в отношения с Турцией как на проводника антикитайской экономической экспансии.
Однако у Турции нашлись и собственные интересы в Африке, где они пересекаются не только с Китаем, но и Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем. Сирийский конфликт, также показывает нам, что Турция не готова исполнять указания США и стремится проводить собственную внешнюю политику.
Таким образом, независимость от ЕС и НАТО – будет логичным продолжением начатого курса, а сдерживание США будет обеспечено наличием российских комплексов ЗРК, при этом ядерное оружие Турции для РФ или Китая никакой угрозы не представляет (пока что) в силу отсутствия у Анкары гарантированных средств доставки к цели, но обладание им сделает именно Турцию главным игроком на Ближнем Востоке, что пошатнет позиции Саудовской Аравии, которая уже сейчас готова сорваться с американской орбиты.
Приятно осознавать, что РФ со своими базами в Сирии будет выступать арбитром в данных перестроениях, неплохо при этом зарабатывая на продаже оружия и экспорте углеводородов из Сирии.