В понимании многих жизненных истин порой очень важно то, как ты смотришь на происходящее, под каким углом. Иногда, для осознания правды необходимо посмотреть на ситуацию, или даже на самого себя, с другой стороны и лишь тогда увидеть правду. Есть направление в искусстве, для которого так же очень важен ракурс. Такие произведения невозможно понять, просто глядя на них чётко прямо, глубинный смысл и замысел художника спрятаны, и нужно постараться, чтобы их отыскать. Анаморфоз – это одновременно и иллюзия, и загадка, и тайное послание.
С первого взгляда анаморфоз – это поломанное, деформированное изображение, недоступное для восприятия. Для того, чтобы увидеть само изображение нужен правильный ракурс или же зеркальная поверхность. Так как в далёком прошлом плоские зеркала были большой редкостью, и позволить себе их мог не каждый, для того чтобы разгадать анаморфическое произведение требовались стальные цилиндры и конусы.
Первые упоминания о подобных работах встречаются в далёком 16 веке. Тогда они служили не для развлечения, не чтобы удивить и поразить воображение своих зрителей, а чтобы скрыть тайный смыл от ненужных глаз. Содержание таких картин было под цензурой, они отражали то, о чем нельзя было ни писать, ни говорить. Тогда творцам пришлось прибегнуть к такому хитрому способу, как поведать истину, оставшись безнаказанными. Как правило содержание таких работ служило карикатурой на церковных и политических деятелей, встречались сцены религиозных и магических обрядов, а иногда и «запретный плод» – различные сцены эротического характера.
Одним из самых ярких и известных примеров является живописное полотно Ганса Гольбейна Младшего «Послы» (The Ambassadors; 1533). В данной работе художник реализует приём двойного зрения, с одного ракурса мы видим двух людей – посла и епископа, а также множество предметов на полке между ними, и лишь какое-то размытое пятно внизу перед ними. Но когда мы отходим сторону, ловим правильный угол, то замечаем, что предмет приобретает чёткое очертание черепа. И тогда мы уже не так чётко видим остальное содержание картины, а от данного объекта уже невозможно оторвать взгляд.
Существует множество разных трактовок и описаний данной картины, но наиболее популярное гласит о том, что прямой взгляд на картину отображает повседневность и рутину. Это взгляд человека, не осознающего суть земного бытия, для него смерть – это нечто размытое, иллюзорное, не стоящее особого внимания. Но для того, кто смотрит глубже, кто ищет смысл и тот самый ракурс – раскрывается весь тайный смысл. Тогда смерть становится реальностью, а привычная жизнь теряет смысл и становится миражом и иллюзией.
Теперь поговорим об анаморфозах с использованием цилиндрических зеркал. Художник Автар Сингх Вирди превращает свои абстрактные картины в узнаваемые портреты, но увидеть их возможно только с одного ракурса - в цилиндрическом зеркале, которое установлено в определённом месте картины. Первые его работы были созданы, когда он был ещё молодым юношей. По счастливой случайности он увидел своё отражение в новом, отполированном кузове автомобиля, и это было искажение реальности. Тогда ему в голову пришла идея о том, что, если он изобразит на бумаге искаженную версию, её зеркальное отображение станет реальностью.
Ещё один интересный «художник невозможного», использующий в своей работе зеркальные цилиндры – Иштван Орос. В начале своей творческой карьеры он работал в театре — сценографом, актером, декоратором. Его очень интересовала графика и анимация. Впоследствии он создал свой неповторимый стиль графики. В его рисунках гармонируют образы из европейской мистики и «четвертого измерения» Эшера, «поп-арт» и «эстетика абсурда». Орос отличается тем, что в его работах можно увидеть не простые абстракции, не размазанные пятна, которые только с помощью зеркала обретают смысл. Его произведения – гениальные головоломки. Мы видим полноценную картину, но берем цилиндр и уже в отражении еще одна, совершенно другая картина. Это зрелище поистине поражает ум и фантазию всех, кто когда-либо это видел.
Автор: Мелькина Анастасия