Найти тему
43,4K подписчиков

Анаморфоз

239 прочитали

В понимании многих жизненных истин порой очень важно то, как ты смотришь на происходящее, под каким углом. Иногда, для осознания правды необходимо посмотреть на ситуацию, или даже на самого себя, с другой стороны и лишь тогда увидеть правду. Есть направление в искусстве, для которого так же очень важен ракурс. Такие произведения невозможно понять, просто глядя на них чётко прямо, глубинный смысл и замысел художника спрятаны, и нужно постараться, чтобы их отыскать. Анаморфоз – это одновременно и иллюзия, и загадка, и тайное послание.

В понимании многих жизненных истин порой очень важно то, как ты смотришь на происходящее, под каким углом.

С первого взгляда анаморфоз – это поломанное, деформированное изображение, недоступное для восприятия. Для того, чтобы увидеть само изображение нужен правильный ракурс или же зеркальная поверхность. Так как в далёком прошлом плоские зеркала были большой редкостью, и позволить себе их мог не каждый, для того чтобы разгадать анаморфическое произведение требовались стальные цилиндры и конусы.

В понимании многих жизненных истин порой очень важно то, как ты смотришь на происходящее, под каким углом.-2

Первые упоминания о подобных работах встречаются в далёком 16 веке. Тогда они служили не для развлечения, не чтобы удивить и поразить воображение своих зрителей, а чтобы скрыть тайный смыл от ненужных глаз. Содержание таких картин было под цензурой, они отражали то, о чем нельзя было ни писать, ни говорить. Тогда творцам пришлось прибегнуть к такому хитрому способу, как поведать истину, оставшись безнаказанными. Как правило содержание таких работ служило карикатурой на церковных и политических деятелей, встречались сцены религиозных и магических обрядов, а иногда и «запретный плод» – различные сцены эротического характера.

В понимании многих жизненных истин порой очень важно то, как ты смотришь на происходящее, под каким углом.-3

Одним из самых ярких и известных примеров является живописное полотно Ганса Гольбейна Младшего «Послы» (The Ambassadors; 1533). В данной работе художник реализует приём двойного зрения, с одного ракурса мы видим двух людей – посла и епископа, а также множество предметов на полке между ними, и лишь какое-то размытое пятно внизу перед ними. Но когда мы отходим сторону, ловим правильный угол, то замечаем, что предмет приобретает чёткое очертание черепа. И тогда мы уже не так чётко видим остальное содержание картины, а от данного объекта уже невозможно оторвать взгляд.

Ганс Гольбейн младший "Послы" 1533г.
Ганс Гольбейн младший "Послы" 1533г.

Существует множество разных трактовок и описаний данной картины, но наиболее популярное гласит о том, что прямой взгляд на картину отображает повседневность и рутину. Это взгляд человека, не осознающего суть земного бытия, для него смерть – это нечто размытое, иллюзорное, не стоящее особого внимания. Но для того, кто смотрит глубже, кто ищет смысл и тот самый ракурс – раскрывается весь тайный смысл. Тогда смерть становится реальностью, а привычная жизнь теряет смысл и становится миражом и иллюзией.

Ганс Гольбейн младший "Послы" 1533г
Ганс Гольбейн младший "Послы" 1533г

Теперь поговорим об анаморфозах с использованием цилиндрических зеркал. Художник Автар Сингх Вирди превращает свои абстрактные картины в узнаваемые портреты, но увидеть их возможно только с одного ракурса - в цилиндрическом зеркале, которое установлено в определённом месте картины. Первые его работы были созданы, когда он был ещё молодым юношей. По счастливой случайности он увидел своё отражение в новом, отполированном кузове автомобиля, и это было искажение реальности. Тогда ему в голову пришла идея о том, что, если он изобразит на бумаге искаженную версию, её зеркальное отображение станет реальностью.

«Мать Тереза» Автар Сингх Вирди 2004 г.
«Мать Тереза» Автар Сингх Вирди 2004 г.

Ещё один интересный «художник невозможного», использующий в своей работе зеркальные цилиндры – Иштван Орос. В начале своей творческой карьеры он работал в театре — сценографом, актером, декоратором. Его очень интересовала графика и анимация. Впоследствии он создал свой неповторимый стиль графики. В его рисунках гармонируют образы из европейской мистики и «четвертого измерения» Эшера, «поп-арт» и «эстетика абсурда». Орос отличается тем, что в его работах можно увидеть не простые абстракции, не размазанные пятна, которые только с помощью зеркала обретают смысл. Его произведения – гениальные головоломки. Мы видим полноценную картину, но берем цилиндр и уже в отражении еще одна, совершенно другая картина. Это зрелище поистине поражает ум и фантазию всех, кто когда-либо это видел.

Иштван Орс
Иштван Орс

Автор: Мелькина Анастасия