Найти тему
Строительный мир

В Сибири возобновят проект железнодорожной ветки, которая в будущем должна связать Транссиб и Севсиб

Строительство этой железнодорожной ветки началось еще в 2009 году. В течение двух лет работы продвигались достаточно быстро и казалось, что объект скоро будет введен в эксплуатацию. Но со временем темпы замедлились и в 2015-м из-за проблем с подрядчиком и отсутствием финансирования проект временно заморозили.

Речь идет об участке Карабула – Ярки, контракт на строительство которого ОАО «РЖД» заключило в 2008 году. Эта линия является частью северного ответвления от Транссибирской магистрали, идущего от узловой станции Решоты (пгт. Нижняя Пойма) и обеспечивающего транспортное сообщение с населенными пунктами Нижнего Приангарья.

Стальную дорогу в направлении Богучан начали строить еще в 1930-х, правда, тогда потянули лишь узкоколейку для перевозки леса с дополнительными ветками к местам вырубок. Совокупная протяженность линий составила в итоге около 550 км. В дальнейшем на месте этой дороги появилась широкая колея, по которой в середине 1970-х началось пассажирское движение поездов до Карабулы.

В 2009-м укладку пути продолжили до створа строящегося тогда автодорожного моста через Ангару. Работы оценили в 5 млрд руб. Проект осуществлялся в рамках Комплексной программы развития Нижнего Приангарья при непосредственной поддержке федерального центра. Параллельно на направлении Решоты – Карабула приступили к возведению новой станции Каменная Речка; строились и реконструировались и другие объекты, включая социальную инфраструктуру для железнодорожников.

© MikSed / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Железная дорога в районе ст. Решоты)
© MikSed / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Железная дорога в районе ст. Решоты)

Через два года после старта проекта было объявлено о его скором завершении. Как тогда заявили в пресс-службе Красноярской железной дороги, оставалось выполнить лишь 20% от общего объема работ. К концу лета 2011-го земляное полотно было отсыпано на всем протяжении пути, а верхнее строение уложено на половине маршрута; также построили десятки водопропускных труб и 16 мостов разной протяженности.

Не обошлось и без скандалов. Субподрядчик в лице компании «Трансмост» был обвинен в мошенничестве. Работы, которые он выполнял в рамках контракта, приняли по документам и оплатили. Однако проверка выявила, что по факту, далеко не все из отраженного на бумаге, было сделано. Вследствие чего возбудили уголовное дело.

Неприятности продолжились и при строительстве второй очереди стоимостью 1,5 млрд руб., в рамках которой необходимо было уложить оставшуюся часть пути и выполнить устройство инженерных коммуникаций. Генподрядчиком выступила ГК «Илан» (первую очередь реализовывала «РЖДСтрой»), впоследствии обанкротившаяся. В 2014 году с ней расторгли все соглашения по проекту.

© rzd (Предполагаемая Северо-Сибирская железнодорожная магистраль)
© rzd (Предполагаемая Северо-Сибирская железнодорожная магистраль)

Летом 2015-го без лишних подробностей появилась информация, что найден новый подрядчик, но уже через несколько месяцев сообщили, что контракт с ним разорван. Будущее дороги обсуждалось во властных кабинетах как в Красноярске, так и в Москве. Тем временем недостроенный объект начали потихоньку растаскивать. В итоге, в 2016 году было принято решение о временной заморозке проекта (денег на достройку из госказны не выделили); за счет местного бюджета организовали его охрану.

Спустя пять лет, в конце августа 2021 года, стало известно, что железнодорожная ветка с необходимой сопутствующей инфраструктурой будет достроена до 2024-го. К середине следующего, 2022 года, планируется подготовить и согласовать проект дороги.

Новая линия свяжет промышленные предприятия с Транссибом и поспособствует появлению и развитию новых производств. По ней предполагается перевозить лес, нефть, строительные и другие грузы; по подсчетам, к 2034 году — около 20 млн тонн в год.

© wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Автодорожный мостовой переход через Ангару. Опоры моста были сделаны с запасом для установки в будущем пролетов для железнодорожного полотна на линии Решоты - Ельчимо)
© wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Автодорожный мостовой переход через Ангару. Опоры моста были сделаны с запасом для установки в будущем пролетов для железнодорожного полотна на линии Решоты - Ельчимо)

В дальнейшем планируется продлить дорогу в северном направлении примерно на 20 км, где в бассейне реки Ельчимо должна быть создана новая станция, которая станет частью будущей Северо-Сибирской магистрали, призванной соединить Ханты-мансийский АО с БАМом через ветку Усть-Илимск – Хребтовая.

Что касается строительства моста через Ангару, по которому и пройдет заключительный участок, связывающий Транссиб и Севсиб, то для него уже готовы опоры. Их делали с запасом при возведении автодорожного объекта длиной 1,6 км в 2008-2011 годах.

Читайте: Северо-Сибирская железнодорожная магистраль – актуальный мегапроект