Изучая жизнь, да и творчество Валентина Серова – встретишь самозабвение, самоотверженность и самоотдачу. Не иначе!
Его работа с набросками давно разобрана на примеры в учебники и воспоминания. Достаточно назвать профессора Николая Ростовцева, создателя бестселлера "Академический рисунок"...
Наверное, скажут мне, это не главное, – все определяют плоды его трудов. Не соглашусь никоим образом, – его методы работы сегодня бы назвали "перформансами", и сегодня такой образ действий художника является объектом пристального внимания искусствоведов. Но никто не подвергнет сомнению его творческий подвиг, он вдохновляет многих не опускать руки, верить в свою звезду. Вот он три зимы подряд рисует натурщиков, пока не пишет в дневнике, что добился нужного эффекта. Вот он пятнадцать лет, до гробовой доски работает над эскизами к басням, которые давным давно решили не публиковать...
О том, как Серов выбирал героев для портрета ходили легенды...
Когда ему нужна была настоящая русская красавица, – по округе на полном серьезе проводили смотр-конкурс красавиц и приводили художнику на смотрины. Но вместо "девиц в соку", он вдруг выбрал замужнюю женщину, и писал портрет ее на морозе, за конным двором. «Как будто древнерусские смотрины - царь невесту выбирает», – шутили в деревне. А для потомков появилась та самая смеющаяся баба, в полушубке, с рыжей лошадью.
О том, как Серов создавал рисунки с животными ходили легенды.
Я помню, как Серов рисовал, по памяти, скачущую под откосом на финише лошадь, даже без надобности рисовал, просто потому, что зашел разговор о скачках, он сам всем своим существом вселился в изображаемых, он выдыхал воздух с хрипловатым звуком...
Н.И. Симанович - Ефимова
Одна история, когда он в октябре почти месяц мерз, рисуя волов в загородном имении знакомого художника Николая Кузнецова чего стоит!
Хозяин так и не нашел способа отговорить Серова от этого самопожертвования: а потому сосредоточился на разведении у загона костров и отпаивании увлеченного коллеги горячим чайком, ну чтоб не околел, на носу зима все таки.
Но самое интересное другое – в Одессе поправляла здоровье и ждала своего жениха невеста Ольга Трубникова. Так вот когда он, наконец, к ней прибыл, та взглянула на плоды трудов его, пожала плечами и сказала гениальную фразу: «И ради этого ты мерз столько дней?».
Это был 1885 год, и возможно не токмо ради этого, а ради следующего своего шага живописец шел на такие испытания.
В 1895 году современник уходящего века мог встретить Серова в окрестностях железнодорожной станции Домотканово, куда не раз наведывались волки. По их душу-то и ездил туда художник.
Да и не только туда. Выгоны и пустоши оказывались идеальным местом для зарисовок комолой коровенки, а парки – для явления образа важной "нафуфыренной" вороны.
А с чего все началось?
Савва Мамонтов любил басни Крылова ( какие именно из двухсот п]ти история умалчивает) и задумал издать альбом «Двенадцать рисунков В. А. Серова на басни И. А. Крылова». Но в командировки по волчьим промыслам, и загонам крупного рогатого скота художника он не отправлял, а уж тем более не заставлял взбираться по лестнице на высокую старую ель и делать зарисовки там, где должна была сидеть ворона.
Так, для басни «Волк и Журавль» нужно было встретить волка.
Для басни «Крестьянин и Разбойник» – комолую тощую корову.
Для басни «Ворона и Лисица» – взбираться на громадную ель, чтобы поработать на ветке, да посидеть на месте обманутой вороны.
Так, для своих рисунков к басням Крылова он изучал обстановку для каждой басни и делал бесконечное количество набросков с натуры.
В. Д. Дервиз
Но судьба – злодейка, альбом так и не был издан. Серов, конечно нуждался в деньгах: скажем прямо. Но не ради денег он так тщательно подходил к созданию рисунка.
В истории с набросками к басням, вряд ли кто скажет, что Серов сделал самые удачные эскизы, и мы знаем много замечательных работ художников, но меня тронуло другое.
Русский живописец и график, мастер портрета, академик Императорской Академии художеств Валентин Александрович Серов работал над этими эскизами, несмотря на сорванный заказ, потратил на них много времени и сил. Постепенно отказался от тона и светотени. И в руке его были всего лишь графитный карандаш и тушь. Правда, жизнь его оказалась короткой: он умер в возрасте 46 лет, в декабре 1911 года.
#басни крылова
#художники россии
#живопись
#рисунок карандашом
#творчество
#работа мечты