Знаменитый сербский актер Милош Бикович в одном из своих интервью как-то назвал русских и сербов «двумя ветвями одного дерева». Многие сербы согласятся с этим утверждением, потому что на свете, пожалуй, нет другой страны, где к русским относились бы с большой симпатией (хотя зачастую сербы мало что знают о «матушке России», особенно о ее современной жизни).
А что сегодня известно среднестатистическому жителю нашей страны о братском народе с Балкан?
Еще в социалистическую эпоху почти капиталистическая Югославия была мечтой многих советских граждан. В СССР эта страна ассоциировалась с обеспеченной жизнью и качественными товарами (советским женщинам особенно запомнились югославские сапоги), а некоторые счастливчики смогли даже отдохнуть на Адриатическом побережье. И это в то время, когда пределом мечтаний обывателя был отдых в Болгарии.
Советский человек называл всех выходцев из Югославии югославами, не разделяя их на сербов, хорватов, боснийцев и прочих. Слово «югослав» было на слуху, и даже после распада большой Югославии многие продолжили употреблять его применительно к людям из этого региона. Да и сегодня нельзя сказать, что оно окончательно исчезло из обихода. До сих пор попадаются люди, которые, как правило, не интересуются политикой, историей или спортом и не особо «разбираются» в балканцах, путая болгар, «югославов» и румын.
Тем не менее в 90-ые, в связи с военными событиями на территории бывшей Югославии, многие россияне заново научились отдельно выделять сербскую нацию и сочувствовать им. Именно в 1999 году, в течение всего активного этапа агрессии НАТО на Союзную Республику Югославию, впервые состоялись самые многочисленные за постсоветскую историю стихийные протесты у американского посольства. Именно эти события, как сегодня часто упоминают политики и эксперты, коренным образом изменили представления о США и Западе среди большинства россиян. Если ранее в целом оно было позитивным, то стало преимущественно негативным.
За последние 15-20 лет интерес к Сербии среди россиян вырос. Знания об этой стране перестали ограничиваться лишь тем, что там живут «братушки» и «там была война». Этому во многом помогли туристические поездки граждан в эту балканскую страну.
Особенно актуальной стала Сербия после ввода экономических санкций против России в 2014 году, когда курс рубля резко упал по отношению к евро и путешествия в Западную Европу многим стали не по карману. Безвизовая Сербия с хорошей кухней и щедрыми порциями в ресторанах, ракией, природой, относительной дешевизной, а главное — массовой искренней русофилией для любящих заграничные поездки россиян стала настоящей находкой.
В интернете стали появляться отзывы путешественников, побывавших в Сербии. Абсолютное большинство из них положительные. Русских сперва удивляет, а затем покоряет открытость и дружелюбие сербов. Вот что пишет один из пользователей:
«Первые полчаса в Сербии (аэропорт, пограничный контроль, багаж, автобус) сталкивают тебя с людьми, и ты думаешь: почему они такие отзывчивые, чего от тебя хотят, в чем подвох? Потом понимаешь — нет, они действительно такие, простые и открытые. Мы по инерции продолжаем ожидать, что если человек предлагает тебе помочь донести сумку, то он покушается на ее содержимое. Становится не по себе от мысли, насколько мы закостенели».
На крупных развлекательных порталах рунета вроде Fishki. net и Pikabu. ru стали появляться материалы о Сербии: например, «100 фактов о Сербии». Пишут также о сходстве и различии русского и сербского языков, почему сербы считают русских братьями, а на российском телевидении снимают программы о путешествиях по Сербии.
Справедливым будет также сказать, в начале 2000-ых многие россияне посещали Сербию по пути в соседнюю Черногорию. Покупать недвижимость на Адриатике стало модным. Как следствие, многие из счастливых обладателей домиков и квартир у моря столкнулись с необходимостью изучения сербского языка. В российских городах появилось много курсов, где с разной степенью успешности можно было освоить этот славянский язык.
Некоторые россияне, которые ездили в Черногорию, проникались не только языком, но и сербской культурой. У них возникала потребность узнать о ней больше. Так началась любовь, например, к сербской (и балканской в целом) музыке (в ночных клубах и кафе Москвы в середине 2000-ых даже проводились популярные среди москвичей сербские или балканские вечеринки). Наши «югоманы», конечно, восторгались фильмами Эмира Кустурицы, тысячами ходили на концерты Бреговича и Кустурицы, которые с тех пор регулярно гостят в России и до пандемии собирали полные залы.
Нулевые годы — это и расцвет дружбы между футбольными болельщиками наших стран. Фанаты «Спартака» с тех пор дружат с фанатами «Црвены Звезды», а фанаты ЦСКА — с фанатами «Партизана». Именно через эти контакты о Сербии узнали десятки тысяч граждан нашей страны (скажем так, далеких от интеллектуальных кругов).
Тогда же, в нулевые годы, окрепли связи между Русской и Сербской православными церквями, а тысячи верующих паломников посетили святыни обеих стран.
После 2012 года, с приходом к власти Сербской прогрессивной партии и Александра Вучича, политические, экономические и гуманитарные контакты с Москвой вышли на новый уровень. Сегодня таких хороших отношений у России нет ни с одной страной в Европе. Читателям «Балканиста», пожалуй, об этом нет нужды рассказывать. Достаточно упомянуть, что Сербия не присоединилась к антироссийским санкциям, несмотря на мощное давление западных стран, за счет чего с 2014 года заметно увеличила импорт в Россию, а компании «Газпромнефть» и «РЖД» играют важную роль в сербской экономике.
Текст написан по мотивам материала Колико Руси познају Србију? на портале Russia Beyond Србија.