Попыталась вспомнить хоть одну книгу, где главным героем был бы врач-стоматолог. Не смогла. Ладно, пусть не главным, пусть второстепенным, но запоминающимся. Да пусть даже и не очень запоминающимся! Не смогла. Попыталась найти: на запросы «книги про врачей» поисковики выдают списки художественных произведений, рекомендации, рецензии, а на «книги про стоматологов» — исключительно специализированную литературу.
Не вдохновляют стоматологи... При этом кто не хотел бы иметь в друзьях хорошего стоматолога? И обращаются к ним чаще, чем к врачам других специальностей. Во всяком случае, если процесс лечения начался. Это не раз в год гастроэнтеролога или окулиста посетить и не раз в жизни под скальпелем хирурга оказаться.
Между тем хирурги — любимчики у писателей. Булгаковский Филипп Филиппович Преображенский — хирург. Борис Никитич Градов в «Московской саге» Аксенова — хирург. Доктор Равик в «Триумфальной арке» Ремарка — тоже хирург. А сколько хирургов в небольших произведениях, известных и не очень: трое друзей в «Коллегах» того же Аксенова, профессор Корнильев в повести Львовского «Сигнал надежды» — продолжении «В моей смерти прошу винить Клаву К.», отец мальчика-шестиклассника в «Звоните и приезжайте» Алексина.
Благородными, самоотверженными видят хирургов и пациенты. Никакой другой врач не вызывает такого восхищения. Особенно у пациенток. Судя по многочисленным откровениям на тематических форумах, впечатлительные дамы влюбляются в хирургов чаще, чем в других медиков.
Два года назад мне удаляли гланды. «Чепуховая операция!» – говорили все. Но я как-то этого не почувствовал… Хирург, который их удалял, казался мне удивительным человеком. Он причинял мне ужасную боль, и я должен был бы его ненавидеть, а я относился к нему прямо-таки, как говорят, с восхищением. Со страхом и восхищением! И трудно мне было представить, что он снимет свой белый халат, свои резиновые перчатки и станет таким же, как все. А может быть, даже пойдет в буфет…
Папа делает операции почти каждый день. И может быть, каждый день кто-то смотрит на него так же, как я смотрел на того хирурга.
Отрывок из повести А. Алексина «Звоните и приезжайте»
Не только хирургам, другим специалистам-медикам тоже нашлось место в художественных произведениях — и в каких! Профессор Павел Алексеевич Кукоцкий в книге Улицкой «Казус Кукоцкого» — гинеколог. Военный врач Юрий Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго» — терапевт. Дик Дайвер в «Ночь нежна» Фицджеральда — психиатр. В американской литературе без труда можно найти персонажей-психотерапевтов, но не стоматологов, которых граждане США посещают так же часто.
Почему стоматологи не вдохновляют писателей? Потому что в работе стоматолога нет романтики? Потому что они не спасают жизни, не проявляют самоотверженности? Потому что поход к стоматологу бьет по карману? И вообще, «зуб — не орган, стоматолог — не врач»? У меня только вопросы 🤷🏻♀️.