Погрузился в мир приборов для измерения времени разгонa. И заодно в мир заблуждений с этими приборами связанный.
VBOX
Если вы, как и я, старый поклонник Авторевю, то вы неоднократно видели там упоминания прибора VBOX с помощью которого производятся все измерения скоростей и ускорений.
VBOX это продукт компании Racelogic. То что вы видите на картинке с Мельниковым это уже устаревший, но пожалуй до сих пор самый популярный прибор для измерения Racelogic Performance Box
С помощью присосок он крепится к стеклу в автомобиле и позволяет измерять (и записывать на карту памяти) все результаты испытаний. Прибор фиксирует разгон от и до определенной скорости, скорость, ускорение, длину тормозного пути и т.п. О древности прибора говорит и то, что он потребляет карточки объёмом не более 2GB и то что у него ЖК экран от калькулятора. Прибор заслуженный и даже за Б/У просят примерно 20 тысяч рублей.
Внутри прибора стоит акселерометр, GPS модуль, работающий на частоте 10Гц и процессор обрабатывающий данные. Частота работы GPS модуля крайне важный параметр. Например на вашем смартфоне тоже есть модуль GPS, но он трудится на частоте 1Гц, то есть получает данные о местоположении раз в секунду. Автомобиль движущийся со скоростью 100 км/ч за секунду проезжает почти 28 метров. Поэтому для точного измерения скорости и ускорения транспортных средств, автомобилей и мотоциклов, требуется большая частота работы с GPS.
Заявленная производителем VBOX точность измерения скорости ± 0,1 км/ч, точность измерения дистанции менее 50 см на километр, точность измерения ускорения 1%
Забавное заблуждение, что многие думают что GPS/Glonass передает только точку на местности, а прибор, измеряя расстояние между ними и время, высчитывает скорость. На самом деле скорость приходит со спутника, точнее со спутников в каждый момент получения пакета. Рассчитывается скорость по доплеровским смещениям частот несущих. И передается в узлах. То есть в морских милях в час. Это наследие морского происхождения системы позиционирования.
Пакет информации выглядит вот так $GPRMC,125504.049,A,5542.2389,N,03741.6063,E,0.06,25.82,200906,,,*17
0.06 - это и есть скорость в узлах. Приемник цепляется к нескольким спутникам, соответственно всегда можно перепроверить точность данных, отбросить брак и выдать на экран обработанные данные.
На сегодня Performance Box снят с производства и его заменил более современный прибор Performance Box Touch
С тачскином, современной графикой, встроенной батарейкой и более развитыми программными средствами для анализа результатов. Не буду углубляться ;). За такой просят уже 75 тысяч рублей.
Понятно, что для мотоциклов такие девайсы несколько неудобны - они большие, да и крепить их на присосках по сути не к чему. Поэтому есть вариант без экрана: VBOX Sport - водозащитный, со встроенной батарейкой, который можно крепить хоть к велосипеду. Он может как копить данные внутри себя, что бы потом их рассматривать на смартфоне или компьютере, или, по Bluetooth, выдавать данные на смартфон.
За VBOX Sport просят примерно 25 тысяч рублей.
Все VBOХ продаются в комплекте с софтом и позволяют отслеживать все перипетии происходящие с транспортным средством на треке или на дороге. Такие приборы полезны не только для любопытства, но и для серьезной настройки гоночных автомобилей и мотоциклов. Цена довольно высокая, и поэтому на Youtube практически не найти измерений мотоциклов с этим прибором.
Какие альтернативы есть?
В России для бытового использования можно и нужно использовать варианты вроде Drag-On и Dragy. Это наверно два самых популярных "бытовых" измерителя скорости и ускорения.
DRAG-ON
Начну с Drag-On. Благо он есть у меня. Это небольшая черная коробочка внутри которой прячется микроконтроллер ESP8266 с WiFi и GPS модуль GG-1802. Вывод информации осуществляется на 8 символьный экранчик.
С легкой руки Кости Академика этот приборчик известен еще под именем Ящерлоджик.
GPS работает на частоте 10Гц, что позволяет получать точные данные. Все случаи сравнения Drag-On с VBOX лоб в лоб, и сравнение его показаний со стационарной системой измерения на драгсейсинге говорит о его достаточной точности измерения. Данные, кроме дисплея выводятся на карту памяти в виде лога.
Приборчик делает в Беларуси один хороший человек https://www.drag-on.by/ и просит за него от 9,5 до 13,5 тысяч рублей в зависимости от исполнения.
Важно отметить, что кроме элементной части, на точность измерений очень влияет программная часть ответственная за корректную интерпретацию данных от GPS модуля.
Минусом Drag-ON является отсутствие встроенного элемента питания, так что надо всегда помнить о необходимости свободного USB разъема рядом.
DRAGY
Популярный бытовой приборчик стоимостью около 11 тысяч рублей. Представляет собой черный брусочек. Внутри стоит тот же 10 Гц GPS модуль, батарейка и модуль беспроводного сопряжения с смартфоном. Вся обработка данных происходит снаружи, на смартфоне и там же отображаются все данные.
Аналогично Drag-ON сравнения с эталонным VBOX говорят о том, что расхождения находятся в пределах погрешности измерений.
Важно помнить, что Dragy не автономно, и работает только в связке со смартфоном.
Решение Сделай Сам
Абсолютно ничто не может помешать вам сделать прибор самостоятельно! На Алишечке легко можно прикупить микроконтроллер ESP8266 с WiFi и GPS модуль GG-1802, найти в интернете программное обеспечение и собрать свой измеритель который обойдется вам в смешные деньги
Rollout
Еще один важный момент. Вдруг вы будете сравнивать. Всегда сравнивайте разгоны с одинаковыми настройками. То есть убедитесь, что на всех приборах Rollout включен или выключен.
Что такое Rollout? Это зараза пришла к нам из драгрейсинга. Там соревнующиеся транспортные средства стоят за фут (30 см) до старта. То есть старт в драгрейсинге по факту с ходу! Включенный ролаут снимает с результата разгона прилично, особенно на мотоцикле! И, например, в Draggy rollout по умолчанию всегда включен.
вот например данные разгона Kawasaki H2SX (Данные с Drag-on с одного из заездов)
0-100 km/h 50.0m rollout dH=-1.30m - 3.55s
0-100km/h 50.3m dH=-1.30m - 3.96s
0.4 секунды разницы это прилично!