Режиссер Георгий Данелия относится к тем большим деятелям искусства, чьи произведения хочется обcуждать, разбирая не просто сюжеты картин, а смыслы заложенные в действия на экране. Особенностью режиссера является способность превращать сюжеты - тот же фильм "Путь к причалу" (1962г.) - в исторические. Под этим углом зрения мы и рассмотрим советское кино о спасателях.
Кинофильм"Путь к причалу" имеет четкую временную привязку, его действие происходит в апреле-июне 1961г. Напомним, что этот период приходится в основном на время сразу после полета в космос 12 апреля Юрия Гагарина. Лёгший в основу фильма рассказ В.Конецкого #Путь к причалу (1958г.), а затем и его опубликованный сценарий о боцмане Росомахе имеют привязку к 1956г. Но над сценарием фильма его создатели работали в 1960-1961г., за это время Гагарин успел слетать в космос, чем обогатил картину смыслами.
Писатель-моряк #Виктор Конецкий (1929-2002) по праву своего творчества выступает "наследником" Джека Лондона. Его герой вступает в разговор со стихией, разговор с вечностью. Происшествие на море, описанное писателем в рассказе "Путь к причалу", могло произойти и в 1935г, и в 1980г. Запало в душу Конецкого его общение с мичманом Росомахиным в критический момент на море 13 января 1953г. В рассказе "Путь к причалу" мичман Росомахин стал боцманом (помором как и я ) Зосимой Семеновичем Росомахой, плавающим по морю 40 лет - с 1916 года. Впрочем, Данелия заявил Конецкому, что его лично история жизни боцмана Росомахи не интересует, а главное в кино, это антураж и настроение. Поэтому можно сказать, что Гагарин обновил антураж этой истории.
Обратимся к рассказу Конецкого, ставшему основой фильма.
Спасательное судно "Кола" возвращается в #Мурманск и тащит на буксире на переплавку судно "Полоцк". Погода штормовая, на Полоцке находятся 4 человека-спасателя во главе с боцманом Росомахой. Росомаха спешит в Мурманск, поскольку встретившаяся ему бывшая любовь Мария сообщила, что у него есть сын Андрей. Одинокий боцман жаждет его увидеть. Внезапно приходит радиограмма SOS о том, что лесовоз "Одесса" свирепый нордвест тащит на скалы Канина носа. Если не придет помощь, 38 человек команды погибнут. Только "Кола" может успеть на помощь.
Капитан Колы Гастев решает идти на помощь Одессе, таща за собой буксире "Полоцк". Но старая посудина тормозит спасателей. Если капитан Гастев сам обрубит трос, то успеет к лесовозу, но этот трос ему как раз и нужен, чтобы вытаскивать Одессу. "Необходимо также сохранить буксирный трос: на лесовозе его быть не может". Капитан сообщает Росомахе на "Полоцк" о ситуации, рассчитывая, что старый морской волк примет правильное решение и ради жизни 38 человек рискнет четырьмя судьбами своей маленькой команды, обрубит трос со своего конца. - "А если трос лопнет после резкого увеличения хода? Но он лопнет, скорее всего, или у «Полоцка», или где-нибудь посередине между судами…" Да, оставленный на волю волн "Полоцк" будет выброшен на скалы или пойдет на дно. Но моряки могут и уцелеть, а могут и погибнуть. Они - профессиональные спасатели.
Росомаха внезапно проявляет колебания, он не хочет погибать, не увидев сына. Он старался, хорошо готовил трос, его ещё долго не оборвет в схватке со стихией, хотя "Кола" идет вперед на полной скорости. "А на буксирном тросе не было признаков близкого разрыва - держались все пряди."
Капитан видит, что трос не обрывается сам, и боцман его на своем конце не рубит. Он радирует на Одессу о том, что его тормозит Полоцк. Тогда Одесса мужественно отказывается от помощи Колы и передает об этом на общей волне всем-всем-всем. Кола замедляет ход, боцман Росомаха узнает, в чем дело. Ход его мыслей меняется, он думает, что плохо он завязывает свой последний узел, что думает о нем капитан, ребята с Одессы. Боцман собирается рубить трос, его молодая команда горячо поддерживает это решение. Ребята чувствуют, что они совершают подвиг. Трос обрублен. - "А в газете будет написано, что мы подвиг совершаем? - опять угрюмо спросил Ванваныч..."
Кола набирает ход и успевает на помощь Одессе. Тем временем Полоцк попадает на скалы, Росомаха тяжело ранен при падении, команда вытаскивает его на нос судна, который торчит над водой среди скал. Помощь идет, но раненый Росомаха видит свет, что может означать, что он умирает. Финал открыт для понимания читателя.
Что делает Данелия (и Конецкий) в сценарии фильма? Режиссер меняет некоторые детали спасения Одессы. Во-первых, он не сообщает зрителям о том, что капитан Колы не может обрубить трос постольку, поскольку трос ему нужен при спасательных работах. В фильме капитан только демократично предлагает Росомахе посоветоваться с командой и решить только им самим свою судьбу и команды лесовоза "Одесса". Но на самом деле демократия здесь следует из невозможности поступить "авторитарно" .
Во-вторых, в фильме на борту Полоцка оказывается несовершеннолетний подросток. Это обстоятельство вводит некоторых зрителей в ступор. Как можно жертвовать жизнью подростка!?
В рассказе Конецкого нет никаких подростков. В фильме в подростка 1945 года рождения Ваську Метелкина превращается моторист Василий, прозванный ВанВаныч за рассудительность. ВанВанычу в 1956 примерно 25 лет, и он успел даже попартизанить в отечественную войну. Но почему же Данелия идет на такое "омоложение" одного из героев?
Конецкий рассказывал, что Данелия в ультимативной форме заявил ему, что не хочет видеть будущий фильм трагически драматическим. Для оптимизма и был введен в него изрядно помолодевший Васька. Смотри "Сценаристы и режиссеры в море."
Я попробую сформулировать другой ответ о причине появления Васьки в фильме. Режиссеру надо было визуализировать мысленный разговор боцмана с сыном. Росомаха держит ответ перед подрастающим поколением. "Только сейчас Росомаха до самого конца понял совсем простую вещь - разве простил бы сын, узнай он о малодушии своего отца.." Но в рассказе эта мысль ему приходит уже после того, как он обрубил трос. В фильме же морской волк рубит трос после того, как сверстник его сына Васька говорит: "Не хотел бы я иметь такого отца" (труса). Команда вдруг осознает, что боцман не хочет жертвовать своей и их жизнями ради команды лесовоза "Одесса". Мнение товарищей оказывается решающим для боцмана в кино. В рассказе же - оно подтверждает его собственное решение рубить трос, вызванное чувством стыда.
"Не хотел бы я иметь такого отца" - Уже одна эта фраза оправдывает сценарный ход - ввод в фильм младого поколения -детей войны - в лице увлеченного техникой безотцовщину -паренька Ваську, которому нет ещё и 16 лет. Первый фильм Данелии ( и Таланкина) "Сережа" (1960г.) как раз был посвящен детям, их взаимоотношений с взрослыми. - Дядя Петя, ты дурак? - эта фраза маленького Сережи стала своеобразным мемом.
Росомаха: Отец у тебя есть?
Васька: Не-а, убили
Росомаха: Плохо без отца.
Васька: Ну а чего такого? Государство пенсию платит. Потом я уже давно самостоятельный.
Васька Метёлкин, его приключения выходят в фильме "Путь к причалу" на передний план, непосредственный паренек оттесняет даже Росомаху, соперничает с ним за звание главный герой. Росомаха берет своё только уже в чрезвычайной обстановке, начиная со сцены, которая также может ввести в ступор искушенного зрителя.
В этой самой сцене рядом с Васькой в машинном отделении Полоцка лежит Библия, шикарное дореволюционное, как я думаю, издание. К Ваське приходит Росомаха. Забавен ответ Васьки Росомахе: "Что это? - Это Библия. Там про космонавтов написано." Эта фраза соответствует духу и стилю изложения забавной Библии Таксиля, активно издаваемой в СССР в целях атеистической пропаганды.
Кажется, что же тут необычного? В библиотеке взял парень книгу. Только вот изданная в СССР после длительного перерыва в 1956г. #Библия по обычным библиотекам не распространялась, уходила в приходы и лишь главные библиотеки. С конца 50 -х по 1964г. при Хрущеве в СССР шла активная #атеистическая пропаганда. Как же советская #цензура пропустила такой ход с Библией в руках подростка? Цензора удовлетворил забавный ответ паренька?
Как известно, полет Гагарина в 1961г. стал мощным средством антирелигиозной пропаганды в #СССР, поскольку наш первый космонавт и последующие "не обнаружили" на небе никакого бога. Возможно, в контексте открытия новой космической эры человечества цензоры и проявили снисходительность к чтению Васькой Библии. Мальчишка оправдал их доверие. По своей увлекающейся натуре он легко переносит религию в сферу инопланетян: Васька Марату: "Ты как думаешь. Действительно Содом и Гоморра при взлёте марсианской ракеты погибли?"
Так, #Гагарин и его полет "дали" пропуск в советский фильм Библии, обеспечил своеобразный симбиоз космоса физического и космоса духовного. А танкер Сталинабад ( переименованный позже в Софья Перовская) за неудобное название из кадров порта вырезали.
Ну а скрепляет весь диалог отцов и детей в фильме песня о мужской дружбе, которая актуальна во все времена. У этой песни на стихи Поженяна своя история. И Высоцкий в песне о Друге имеет перед собой её высокую планку.
"Если радость на всех одна - на всех и беда одна.В море встает за волной волна, а за спиной - спина. Здесь, у самой кромки бортов, друга прикроет друг, Друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг."
#Георгий Данелия (1930-2019) в биографической книге "Безбилетный пассажир" писал:
"Когда фильм был готов, мы повезли его в Мурманск и показали морякам. Ночью меня разбудило пение. За окном пьяные голоса нестройно выводили нашу песню: «Е-е-сли радость на всех одна, на всех и беда одна...»
Ну, если пьяные запели, то это будет шлягер. Так оно и было».
Неточности в фильме.
Проходная фраза военного Росомахе о футболе. "Слыхали, наши то у венгров выиграли!" - Венгрия -СССР играли со счетом 0:1 27 сент. 1959г., а не в 1961г.
В рассказе Конецкого упоминается, что "Осенний свирепый норд-вест тащит «Одессу» на скалы". Но осенью 1961г. сыну погибшего в 1944г. фронтовика Ваське (1945г.р.) должно быть уже точно 16 лет, а в фильме ему еще остается несколько месяцев до этого возраста
Очерк включен в подборку советское кино. Смотрите обзоры по историческим фильмам в блоге Друг Истории
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.
Олег Душин, журнал №50 Друг Истории, анонсы публикаций можно видеть на Tелеграмм канале Друг Истории.