Найти тему

Я говорила, что аутистов легко обучать чтению? Я ошибалась!!!

Оглавление

О моем непедагогичном опыте, а также о нарушениях чтения и о том, как рассчитать время, когда сажать ребенка за книгу.

Сын знает буквы примерно лет с 4-х, он выучил их сам без давления, просто, когда я ему читала стишки про алфавит. Но читать не умел и я его сознательно не учила: жалко было тратить силы на ерунду, когда мы вытягивали речь, да и ребенок прям не рвался учиться читать.

И вот речь какая-никакая у нас появилась: сын по-прежнему говорит с ошибками и местами дичь, но сложными предложениями, рассуждает, отвечает на вопросы, рассказывает о событиях прошлого, говорит с другими людьми, выговаривает все буквы, кроме "р", ее сейчас ставит логопед. Каждая из этих ступенек далась нам с огромным трудом и заняла много времени. И теперь у нас есть время для чтения. Поэтому в мае мы купили вот такой учебник и сели за букварь а дальше начался цЫрк...

Книга, которую мы купили
Книга, которую мы купили

В принципе сын давно уже адекватно принимает задания и с удовольствием занимается. С ним можно пройти за 40 минут 20 страниц тестов, - и он не устанет. Это все на фоне общей расторможенности. Но... за букварем ребенок сидеть не желал. Категорически. Я давно объяснила ему основы чтения слогов и, в принципе, технически сын читает такие конструкции:

-2

Но без вспомогательных цветочков/стрелочек/линеечек ему никак не читалось. Поэтому я ему где-то пару недель выводила стрелочки: А идет в гости М. Кое как понял.

Но все равно, слова сын "читал", ориентируясь на рисунки рядом с картинками. На наше счастье, сын довольно любопытен: ему было интересно узнать, какая история скрывается за картинкой. Но читал с трудом: прочитает один слог, а второй додумывает. Ноет, перебирает тексты: "Про детей читать буду, про белочек - не буду". А еще ржал, прыгал, убегал, шутил не смешные шутки ("Это не жаба, это барсук").

Вспомнила я тут одного знакомого послушника лет примерно 20. Молодой человек должен был прочитать лекцию о вереде наркотиков в школе подросткам, которые не намного его младше. Получилось не очень.

- Ну, как говорил мой наставник, если в ходе лекции никто не выкинулся из окна, то можно, считать, что она удалась, - заявил послушник Михаил, утирая пот со лба.

Я повторяла себе Мишины слова много раз. Но все равно выхлоп был маленький.

Тогда я стала просто шептать в ухо сыну правильные слоги. Расчет был на то, что память у ребенка хорошая, рано или поздно он запомнит, как надо читать слоги. Ну а не запомнит, слуховое внимание потренируем.

Что произошло? Произошло следующее...

Через пару месяцев логопед показала сыну картинки с коротенькими рассказами. 1-2 предложения, не больше.

И объявила, что... тададам... ребенок читает!

По рекомендации нашего логопеда, для повышения внимания при чтении мы взяли вот такую книгу:

-3

Она есть в сети, я просто сделала распечатку, это удобно, потому что это занятия для развития письма и чтения, требуется много черкать карандашом. К любимыми занятиям сына добавилось пририсовывание к героям картинок банок и ям. Но книга все-таки улучшила его внимание, навыки чтения и письма: сын стал более внимательным, почти перестал отзеркаливать цифры, стал немного писать печатными буквами.

Буквально на днях на жизнеутверждающих словах: "боль, вонь, ноль", мы закончили ее читать и сейчас делаем тесты в конце книги.

Сказать, что сын читает шикарно - я не могу. Мы учились читать примерно 4 месяца с мая по сентябрь, что я могу сказать:

  • сын читает только очень короткие тексты;
  • он глотает слоги;
  • он додумывает ворую часть слова, например, "Маша" и "машина" для него одинаковые слова;
  • ему трудно проследить глазами строчку до конца при письме отзеркаливает буквы, с цифрами почти разобрался (оптическая дислексия?);
  • путает в и ф, е и ё, и много чего путает;
  • если он делает тесты, я должна стоять у него над душой - иначе чиркает первый попавшийся ответ;
  • изобретает свои буквы: пишет каракули, считает это письмом;
  • отказывается писать свое имя, т.к. ему нравится другое;

И все таки он немного читает и крошечку пишет.

Зачатки письма у сына
Зачатки письма у сына

Читать не любит - любит вот такие тесты;

-5

Стараюсь, чтобы читал на улице вывески и этикетки в магазине. Интригуют его картинки: просит прочитать, о чем написано, но я заставляю самостоятельно читать подписи к ним.

Картинка из книги "Механический Дед Мороз" Свена Нурквиста
Картинка из книги "Механический Дед Мороз" Свена Нурквиста

Думаю, что мой опыт был непедагогичным, так в нем было:

  • принуждение и шантаж (почитаешь-дам конфету, в бассейн только после чтения);
  • обильные подсказки.

Но результативным. Впереди у нас минимум год, чтобы развить навык чтения или понять, что есть сложности с чтением и обратиться к специалисту.

Какие вообще нарушения чтения встречаются при аутизме?

Дислексия - трудность в узнавании букв и/или цифр. Самый тяжелый вид дислексии, когда текст представляет для человека криптограмму на инопланетном языке или ребенок может прочитывать текст, но не понимать его смысла. Но есть варианты и полегче: замена букв при чтении, аграмматизмы в устной речи, которые появляются при чтении и письме. В этом случае, ребенок читает: "девочка пошел, серый носки и т.п."

Проблема диагностики дислексии в том, что, пока ребенок не начнет учиться чтению, ее нельзя обнаружить. Первые месяцы обучения чтению в этом плане не очень информативны: многие дети испытывают трудности, когда начинают читать. Просто в норме они проходят, а у дислексиков растягиваются на годы, научить читать дислексика в большинстве случаев можно, однако это потребует много времени и помощи логопеда/нейропсихолога.

Гиперлексию считают специфическим расстройством речи при аутизме. Это одна из проблем асимметричного развития при РАС и проявляется она в возрасте до 5 лет. Маленький ребенок испытывает ранний интерес к буквам и быстро овладевает чтением, но в ущерб устной речи. Также , как и при дислексии он может не понимать смысла прочитанного. Одна мама ребенка с РАС выходила из ситуации оригинальным способом: она подписала все предметы в доме, чтобы ее слабоговорящий ребенок мог понимать, что читает.

Также при РАС встречаются другие проблемы обучения чтению:

  • ребенок знает все буквы, играет в них, собирает орнаменты из магнитной азбуки, но отказывается складывать из букв слова;
  • ребенок знает буквы, но соотносит каждую из них только с одним конкретным словом;
  • ребенок умеет читать, но не умеет и категорически отказывается учиться писать.

Они корректируются методами АБА-терапии, также специально для таких индивидуалистов выпустили «Личный букварь» Н.Б. Лаврентьева, где ребенок может превратить книгу в свой индивидуальный проект.

Когда учить читать ребенка с РАС?

По этому поводу сломано много копий. Но обычно аутистов разделяют на 3 группы:

  • дети, не заговорившие после 3,5 лет или говорящие, но с тяжелой формой сенсорной алалии или дизартрии. Им чтение и письмо нужны как замена отсутствующей речи. По той же причине рекомендуют обучать раннему чтению детей с синдром Дауна, у которых речь развивается после 5 лет. Таких детей учат читать рано (в районе 4-х лет) методом глобального чтения, а также складывать фразы с помощью ПЭКС и печатного фразового конструктора, сразу же писать - печатать на компьютере, где не освоенные пока буквы заклеивают, чтобы они не отвлекали;
  • дети, чья речь развивается сносно, - здесь чем позже, тем лучше, потому что лучше бросить ресурсы мозга на овладение устной речью, а уж читать научим как-нибудь впоследствии. Что стоит помнить - обучение чтению такого ребенка тоже требует времени и сил, и не факт, что все пройдет гладко и молниеносно;
  • чтение - особый интерес ребенка, он овладевает навыками чтения рано, без особых трудов, читать очень любит. Ограничивать такого ребенка в чтении - все равно, что пытаться заткнуть пальцем текущую воду. Это нерационально, лучше использовать этот талант для овладения навыками, которых у ребенка нет.