Святые
«Радуйся, заре бессмертия, от гроба преславно воссиявшая».
(Из акафиста прп. Александру Свирскому, икос 12)
Пустыня! Сколько манящей силы, сколько таинственного обаяния заключается в этом слове для христианской души, которая жаждет безусловной правды, совершенного служения Богу. Для которой самое желанное в жизни — возможность предаваться ничем не развлекаемой молитве, созерцая в сотворенной природе отблески славы Божества. Есть люди столь великой искренности и столь глубокого сердца, что всё живущее заслонено для них одним образом — образом Распятого Господа Иисуса Христа, и всякую минуту слух их воспринимает вопль Бога на Кресте: «Жажду!» (см.: Ин. 19: 28, 29). Эти люди — не жильцы для мира.
Пригвоздить взгляд к этому Кресту, вместо всего разнообразия речи человеческой повторять лишь одно слово, выше которого нет ничего во всей вселенной и в котором они заключили всю свою любовь и все свои надежды. Христос Слово есть единственное призвание этих душ. Красота, которую в пламенном подвиге любви Божественной достигает их душа, бросает свой отсвет даже из недосягаемой дали их пустынь на мир людей. Эти пустынники бегут от мира, чтобы приобрести Христа. А мир бежит за ними, чтобы через них приблизиться ко Христу, нетерпеливою рукою стучит в пустынную келью, стучит тем громче, чем упорнее она заграждена. Чуткие к бесконечной цене Голгофской Жертвы люди, кому дорога духовная высота, понимают подвиг пустынников: лишенные удобств житейских, скорбящие, плачущие о своих грехах, они принесли в жертву Богу то большое и единственное, что может человек отдать в жертву: свою жизнь.
Неугасимый свет души преподобного Александра Свирского, приобретенный 600 лет назад среди суровых гранитных скал Валаама и на необитаемых берегах Свири, светит комфортному ХХI веку, мятущемуся во мраке своих страстей. Напоминает непреложную истину: Христос есть путь и истина, и жизнь, и верующий в Него не узрит смерти во веки (ср.: Ин. 14: 6; 8: 51).
Преподобный повергает в прах построения падшего человеческого ума, пытающегося без Бога что-то постичь: пораженные антропологи, рентгенологи, анатомы умолкают перед нетленным сосудом благодати Божией. Законы, почитаемые непреложными, отступают перед святым, распявшимся миру сему и победившим его со всеми страстями и похотями.
Если трудами и молитвами преподобного Сергия Радонежского на Руси установилось почитание Пресвятой Троицы, то в 1448 году в Новгородской земле на реке Ояти родился человек, который удостоился Ее видеть.
Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору: первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на Руси святому преподобному Александру Свирскому.
Авва Сергий в Радонежских лесах восстановил на Руси монашеское общежитие и основал под Москвой Троицкий монастырь, ставший впоследствии Троице-Сергиевой лаврой. Святой Александр своими иноческими подвигами укрепил монашество на севере Руси и основал Троицкий монастырь, выросший в Троицкую Александро-Свирскую обитель — место паломничества царей.
За великую чистоту сердечную преподобный сподобился высочайших Божественных утешений. Житие его составил через 12 лет после его кончины ученик — игумен Иродион. Тогда еще были живы многие другие из учеников святого, был жив и духовник преподобного Александра иеромонах Исайя, после отшествия преподобного освободившийся от тайны его исповеди и многое открывший о Небесных посещениях святому: первый раз Ангел пришел исцелить подвижника от болезни сердца; в другой раз — оповестил его о том, что он избран Богом для спасения многих и должен возвести храм; третий — явление Самой Пресвятой Троицы; четвертый — Ангел указал преподобному Александру место для строительства храма во имя Пресвятой Троицы; пятый — явление Божией Матери с младенцем Христом на руках и сонмом Ангелов.
Богородица упавшему ниц святому сказала: «Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно всё потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о имени Святой Троицы».
Велики были подвиги преподобного Александра Свирского, но не менее великой была его любовь к Богу и ближним. Когда святого просили отправить свободного от работ монаха за дровами или водой, игумен отвечал: «Я без дела» — и отправлялся в лес или на реку сам. По ночам, обойдя обитель, на монастырской мельнице он молол зерно вместо заснувших у жерновов братий. Преподобный рубил лес, строил кельи для монахов, месил тесто и пек хлебы.
По молитвам святого Александра Господь совершал много чудес: остановил поток воды, грозивший затопить монастырь; рыбак, продавший улов купцам и этим прогневавший барина, за молитвы преподобного поймал огромного осетра, и помещик, узнав о чуде преподобного, сменил гнев на милость. Купец, горевавший о бесчадии, по слову преподобного стал вести богоугодную жизнь и не только был благословлен сыновьями и дочерьми, но и перед кончиной принял монашество.
Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это прпп. Игнатий Островский, Леонид Островский, Корнилий Островский, Дионисий Островский, Афанасий Островский, Феодор Островский, Ферапонт Островский. Известны также ученики и собеседники преподобного Александра Свирского: прпп. Афанасий Сяндемский, Геннадий Важеозерский, Макарий Оредежский, Адриан Ондрусовский, Никифор Важеозерский, Геннадий Костромской и Любимоградский. Все эти святые составили сонм преподобных отцов, в земле Карельской просиявших.
«О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре... Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, пред Господем на враги видимыя и невидимыя...»
(Из молитвы преподобному Александру Свирскому)
Молитва преподобного Александра Свирского
Душе, душе моя, почто жалуешися о Господе? Яке леность твоя вечной муце ходатай есть. Аще бы ведала дар Божий, плакала бы ся горячими слезами, стенающи со воздыханием, скорбящим о всяком гресе, о малем и о велицем. Возопи к своему Владыце, да не предварит тебе ярость одержащаго всесильною рукою праведною. Аз же, грешный и ленивый и льстивый язык имеяй, како помолюся Владыце моему, да избавит мя Господь от Страшного суда? Всегда бо трепещу помыслов в сердце моем о Страшном суде, да избавит мя от муки вечныя, и червия неусыпающаго, и тьмы кромешныя и от грозы несогреемыя. Помилуй мя, грешнаго раба Твоего, яко Павла апостола, его же любляше паче всех, и от нас, убогих, не отврати лица Твоего во он день Страшный, его же трепещет душа моя и составы тела моего ужасаются. Господи, избави мя страшнаго часа, да не отпаду от милости Твоея. Но молю святыя Ангелы и Архангелы, и пророки, и мученики, и вся святыя, да молят Бога за мою душу. Вашего ради моления да возвратит Владыка требы Своя от мене грешнаго. И Ты, Пречистая Госпоже Дево, имуще дерзновение к Сыну о рабех Твоих, не забуди трудов раба Твоего, Владыко Спасе, от убогия души Тебе молюся, избави мя от печали грехов моих и введи в радость бесконечнаго жития, идеже прославляется всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке статьи использовались материалы:
- Валаам Христовой Руси. — М.: Хризостом, 2000.