Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Секрет написания хороших диалогов

Оглавление

Я очарован диалогом, поскольку он по-прежнему остаётся одним из самых неуловимых аспектов написания сценариев. Есть небольшой процент авторов, которые настолько одарены в этой области, что им не нужна никакая помощь. Но, скорее всего, вы не один из них. И вы никогда им не будете. Мне очень жаль, но это правда.

Люди, которые родились с этим даром, ничем не отличаются от двухметровых баскетболистов. Независимо от того, как усердно вы работаете, у вас никогда не будет двух с лишним метров роста.

Но вот хорошая новость: точно так же, как есть сотни игроков НБА, у которых нет двухметрового роста, есть сотни сценаристов, зарабатывающих на жизнь, которые не очень хороши в диалоге. Хотите знать секрет того, как они выживают? Они знают, как поставить своих персонажей в ситуации, которые создают ИНТЕРЕСНЫЙ диалог.

Обратите внимание на разницу. "Отличный" диалог - это Дэвид Мэмет. Он создаёт что-то из ничего, как в монологе Алека Болдуина в "Гленгарри Глен Росс":

О чём вы привыкли говорить? О том, что сорвалась продажа. Что сукину сыну не нужна ваша земля. Что какая-то бабёнка вам не даёт. А мы поговорим о важном. Поставь кофе на место! (Левину). Кофе пьёт тот, кто продаёт! Думаешь, я шучу? Я не шучу. Я приехал из центра. Меня прислали Митч и Марри. Я приехал спасти вас. У меня есть хорошая новость. Вы все уволены!

Есть и плохая. У вас неделя, чтобы попасть обратно. Время пошло. Гонка начинается сегодня. Что, стало интересно? Хорошо. Потому что я добавлю к нашему конкурсу пару мелочей. Вы знаете, что первый приз - кадиллак "Эльдорадо". Показать второй? Второй приз - набор кухонных ножей. Третий приз - увольнение.

Всё ясно? Теперь смешно? У вас есть наводки на клиентов. Митчу и Марри они стоили недёшево. Вы должны продать им землю! Если вы пустите наводки коту под хвост, если ни черта не сможете продать. То вы ни черта и не стоите! И тогда - получайте под зад коленом!

Но вам не нужно быть Дэвидом Мэметом, чтобы добиться успеха. Вам просто нужно создать диалог, который будет интересен зрителю. И лучший способ сделать это - подготовить свой диалог к успеху.

Дайте вашим персонажам ситуацию, которая ПОЗВОЛИТ им говорить интересные вещи.

Почти всё это происходит задолго до того, как ваши сцены будут написаны. Вы делаете это, по большому счёту, создавая персонажей, которые органично взаимодействуют друг с другом драматическими способами.

Ниже вы найдёте 10 подходов к написанию сцен, которые, если всё сделано правильно, должны значительно улучшить ваш диалог. 90% ваших сцен (или более) должны включать одну из следующих настроек.

СТОЛКНОВЕНИЕ ЛБАМИ

Одним из наиболее очевидных способов создания интересного диалога является конфликт – когда ваши персонажи сталкиваются лбами. Насколько сильно они будут бодаться, будет зависеть от персонажей, истории и индивидуальной ситуации.

Наиболее очевидной формой является "спор". Персонажи дают волю чувствам и ругаются друг с другом. Однако будьте осторожны с этими сценами. Обычно они срабатывают только после того, как давление нарастает в течение некоторого времени.

Если ваши персонажи сразу же начнут спорить (хотя есть исключения), читателю это покажется слишком прямолинейным. И помните, что ожесточённые споры - не единственный вариант “конфликта”. Иногда простого разногласия может быть достаточно, чтобы усилить сцену.

НАПРЯЖЕНИЕ

Напряжение похоже на маленького двоюродного брата конфликта. Оно находится прямо под поверхностью и часто предшествует столкновению лбами. Посмотрите на "Копы в юбках" с Сандрой Буллок и Мелиссой Маккарти. Или Хан Соло и Оби-Ван Кеноби в "Звёздных войнах". Или Колумбус и Таллахасси в "Добро пожаловать в Zомбилэнд". Между всеми этими персонажами существует напряжённость.

Иногда это выливается в столкновение лицом к лицу, но обычно это похоже на назойливого маленького комара в палатке, жужжащего в ухе персонажа. Излишне говорить, что сдерживаемое разочарование, которое вызывает это напряжение, всегда находит свой выход в диалоге интересными способами.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Один из самых простых способов написать сцены - это создать какое-то сексуальное напряжение между вашим героем и его романтическим интересом. Однако сексуальное напряжение работает только до тех пор, пока ваши персонажи не сделают шаг навстречу друг другу (поцелуются или переспят, в зависимости от того, о какой истории идёт речь).

Сексуальное напряжение может возникнуть в одной сцене, например, когда Уилл Хантинг пытается познакомиться Скайлар в баре в "Умница Уилл Хантинг", или может привести к множеству сцен и даже к целому фильму, как это происходит в "Когда Гарри встретил Салли".

-2

НЕИЗВЕСТНОСТЬ

Подразните читателя тем, чего он хочет, а затем не давайте ему это сразу.

Вот ситуация, которая показывает силу неизвестности. Допустим, наш герой, детектив Дэн, появляется на месте убийства. Как раз перед тем, как он входит в дом, ему звонит жена. Она напоминает, что ему нужно забрать их сына после школы. Она спрашивает, всё ли в порядке. Они обсуждают ещё несколько вещей. Наконец он вешает трубку и заходит внутрь. Скучно, правда?

Вот как использовать неизвестность.

Когда появится Дэн, сделайте так, чтобы полицейский подошёл к нему с белым лицом, покачал головой и сказал Дэну, что то, что он сейчас увидит внутри, не похоже ни на что, что он видел за 30 лет службы в полиции.

"Ты не готов к этому", - говорит он Дэну. Дэн и мы начинаем заходить внутрь, и, о нет, звонит жена Дэна! Эти двое ведут точно такой же разговор, как и раньше. На этот раз, однако, диалог почему-то кажется более живым. Почему? Из-за нашего предвкушения. Потому что нам не терпится увидеть, что там внутри.

СОПРОТИВЛЕНИЕ

Сопротивление - это когда один персонаж чего-то хочет, а другой персонаж нет. Один из самых известных примеров можно найти в "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега", когда Инди отправляется за медальоном от Марион. Но знаете что? Она не хочет отдавать его.

В "Мстителях" Чёрная Вдова пытается убедить Брюса Бэннера присоединиться к команде Мстителей. Он не хочет этого делать.

В "Фарго" Мардж хочет получить номерные знаки у Джерри Лундергарда (который не хочет давать их ей, потому что он тайно угнал машину).

Если вы хотите удвоить силу сопротивления в сцене, пусть оба персонажа чего-то хотят, и пусть обе стороны не могут найти решение.

В сцене с Алеком Болдуином в "Гленгарри Глен Росс", упомянутой выше, Болдуин хочет произнести свою чёртову речь. Но никто не хочет слушать. Кроме того, все хотят быть золотыми лидерами фирмы, но Болдуин не хочет уступать свою должность. Сопротивление - это мощный способ сохранить интерес к диалогу, и его следует использовать в большинстве ваших сцен.

ИЗБЕГАНИЕ

Избегание - это когда персонажи не говорят о вещах, о которых нужно говорить. Вы будете чаще всего использовать избегание с персонажами, которые давно знают друг друга. Подруги, парни, мужья, жёны, семья в целом.

Как мы все знаем, люди в любых отношениях доходят до того, что предпочитают скрывать свои проблемы, чем иметь с ними дело. Когда эти люди разговаривают друг с другом, вы можете почувствовать, как их слова сочатся подтекстом.

Достаточно посидеть за семейным ужином, чтобы понять, как написать одну из этих сцен. Обычно есть много вещей, о которых люди думают, но которые они не говорят по той или иной причине. Часто они говорят о чём-нибудь другом, чтобы заполнить тишину.

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ ПЕРСОНАЖА

Драматическая ирония - это причудливый способ сказать: "У кого-то есть секрет". Так что всё, что вам нужно сделать, это написать сцену с двумя персонажами, где один из персонажей хранит секрет от другого.

Это почти каждая сцена из "Во все тяжкие". Уолтер скрывает от своей жены, своего ребёнка и своего свояка, что он торговец запрещёнными веществами. Поэтому всякий раз, когда он разговаривает с ними, мы втягиваемся в диалог.

Это также может быть уникальной особенностью для конкретной сцены. В фильме "Начало", когда Кобб приближается к Роберту Фишеру (как только он оказывается в сознании Роберта), секрет Кобба заключается в том, что он пытается поместить информацию в сознание Фишера.

Однако сцены драматической иронии, как правило, наиболее интересны, когда секрет принадлежит "плохому парню". Потому что в таких случаях мы беспокоимся за безопасность нашего героя. Таким образом, в "Крепком орешке", когда Джон Макклейн встречает Ганса Грубера на крыше, а Ганс притворяется заложником, мы знаем секрет Грубера и боимся, что это приведёт к гибели нашего героя.

-3

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ В ИСТОРИИ

Вторая версия драматической иронии - знаменитый хичкоковский пример бомбы под столом. Это происходит не тогда, когда персонажи хранят секреты друг от друга, а когда фильм хранит секрет от своих персонажей.

Вы часто видите это в фильмах ужасов. Представьте себе счастливую пару, которая наслаждается прогулкой по лесу. Скорее всего, их разговор будет довольно скучным. Но, допустим, в начале их похода мы углубимся в лес, где за ними наблюдает сумасшедший маньяк с топором.

Когда мы вернёмся к их разговорам, это будет намного интереснее, не так ли? Мы беспокоимся за них и хотим, чтобы они узнали об этом психопате.

КОМЕДИЯ

Один из способов сделать сцену интересной - это сделать её забавной. Попросите персонажей поговорить о забавных вещах. Сет Роген и Джеймс Франко обсуждают косяки в "Ананасовом экспрессе".

Или в романтической комедии, когда герои впервые начинают тусоваться вместе. Этот "конфетно-букетный" период должен содержать много забавных диалогов. Но остерегайтесь полагаться только на комедию, чтобы продать сцену.

Если вы просто пытаетесь заставить своих персонажей говорить смешные вещи, мы почувствуем бессмысленность сцены и начнём беспокоиться.

Часто комедию следует сочетать с одним из других вариантов, которые я перечислил. Например, большая часть юмора в "Мальчишник в Вегасе" исходит не от Алана (Зак Галифианакис) и Стю (Эд Хелмс), которые просто пытаются сказать забавные вещи. Это происходит из-за того, что между ними так много напряжения, из-за того, что они постоянно бодаются головами.

Кроме того, само собой разумеется, что если ваш сценарий сильно зависит от комедийных сцен, вам нужно быть остроумным и забавным. Это может показаться очевидным, но я прочитал более 200 любительских комедий, в которых я ни разу не смеялся.

ФИЛОСОФИЯ

В этих сценах персонажи говорят об увлекательных вещах. Сила сцен зависит от того, насколько убедительны эти вещи. Вы слышали о чём-то классном, чего раньше никто не обсуждал? Вы подумали о чём-то безумном, о чём никто другой не думал? Используйте своих персонажей, чтобы представить эти идеи миру.

Потенциальные темы включают НЛО, смерть, жизнь, теории заговора, экзистенциализм, философию. Эти сцены должны содержать такой диалог, что если бы кто-то сидел поблизости в кафе, он бросил бы то, что делал, чтобы послушать.

Ричард Линклейтер прославился подобными диалогами в своих фильмах "Перед рассветом", "Бездельник" и "Пробуждение жизни". Вуди Аллен также включает это в свои сценарии. Однако следует отметить, что такой диалог действительно трудно написать.

Большинство людей, которые думают, что у них есть интересные мысли о мире, просто пересказывают то же самое, что мы слышали в сотне других фильмов (или в Интернете).

СЦЕНЫ ЭКСПОЗИЦИИ

Я включаю этот пункт по одной причине – потому что я не хочу, чтобы вы их писали. Вы должны изо всех сил стараться избегать написания сцен, которые посвящены исключительно экспозиции или предыстории.

Почему? Потому что экспозиция и предыстория скучны. Вместо этого разбейте свою экспозицию на части и спрячьте её во всех других типах сцен, о которых я упоминал.

Я признаю, что это становится всё труднее сделать для фантастических и научно-фантастических сценариев. В этих фильмах так много информации, которую необходимо предоставить читателю, что возникает соблазн написать сцену, которая обо всем этом позаботится.

В таких случаях просто убедитесь, что экспозиция действительно чертовски интересна, как например, когда мы узнаём о матрице в "Матрице". Но я вам гарантирую, что если в вашем сценарии есть больше, чем одна такая сцена, вашему читателю уже становится скучно.

ИТОГ

Когда я читаю плохие сценарии, это часто происходит потому, что в них нет конфликта, нет напряжения, нет неизвестности, нет драматической иронии. На самом деле я прочитал сотни сценариев, в которых не было ни ОДНОЙ сцены с чем-либо подобным. Можно подумать, что можно просто случайно написать одну из таких сцен.

Ребята, это краеугольные камни драматургии. Вы должны выучить их. Теперь пройдитесь по вашему текущему сценарию. Убедитесь, что почти в каждой сцене происходит одно из этих действий. И не бойтесь их смешивать. У вас могут быть сцены с сексуальным напряжением и драматической иронией. У вас могут быть сцены с напряжением и неизвестностью.

Проявите творческий подход. Повеселитесь. И самое главное, используйте эти инструменты, чтобы улучшить свой диалог.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.