Почему другие люди летают, спускаются в метро, спокойно реагируют на жизненные ситуации, а вам становится страшно от самой мысли о предстоящем шаге? Уровень тревожности зашкаливает от утренних новостей, даже, если эти события далеко и не касаются вас.
Этому есть объяснение:
Примерно с 3-х лет ребенок начинает понимать, что его мысли не реальны. То, что у него в голове, отличается от существующего мира. Это хорошо заметно на примере, когда ребенок играет. Он может погрузиться в мир с драконами, представлять себя бэтменом и тут же вернуться в реальность, если вы его позовете. Способность быстро переключаться — один из критериев здоровой психики.
Это умение должно с годами развиваться и помогать справляться со страхами, если родители учат ребенка, что не всем мыслям нужно верить.
Мысли — это просто мысли. Не всегда умные, не всегда правильные и полезные.
Ничто в уме не реально. Все, что есть в уме — это репрезентативное (всего лишь представление). Мысль не перенесет вас в Африку, как минимум, нужно купить билет. Но у ребенка все проще: "Ветер дует, потому что деревья качаются". Детский мозг не объединяет частное с общим. Не видит картину целиком, взаимосвязи между событиями и не анализирует последствия. То же происходит и со взрослыми, которым не объяснили, что мысли — это не реальный мир.
Получается такая схема: "Если я думаю, что самолет упадет, он обязательно упадет", "Боюсь пауков — надо оглянуться, нет ли их за моей спиной?".
Но, если вы боитесь в своей голове паука — это не настоящий паук, мозг только создает образ паука. Оборачиваться не нужно. Его нет за вашей спиной. Настоящий паук только тот, что состоит из живых клеток и вы его четко видите глазами, чувствуете руками.
Это как сфотографировать конфету и носить ее фото в телефоне. Конфета не настоящая, вы не сможете ее съесть. Это только электричество, пиксели и стекло. Мысли — тоже аналог фото.
Думая о любой катастрофе, о том, что кто-то может попасть в аварию, что-то случится обязательно плохое, вы должны осознать, что переживаете не настоящее крушение, а только представление о нем. И это даже не предчувствие.
Но, если принимаете мысли за реальность, все, о чем вы думаете эмоционально, значимо и правдиво для вас. Тогда мысли будут пугать. Вам не хватает детского умения переключаться между миром "понарошку" и реальностью.
В критической ситуации вырабатываются гормоны стресса и осознанное мышление отключается. Воображаемая угроза воспринимается как реальная. Получается, что люди впадают в панику из-за того, чего не существует в действительности.
Например, тахикардия воспринимается, как сердечный приступ, онемение рук, как паралич, гипервентиляция легких, как удушье, а психическая перегрузка от событий нескольких месяцев или лет жизни, как сумасшествие.
Мысль, что самолет разобьется не подвергается сомнению. И этого достаточно, чтобы выработались гормоны стресса
Вместе с работой миндалевидного тела, которое реагирует на турбулентность, мысль "мы упадем" воспринимается как неизбежная реальность. Это состояние называется психической эквивалентностью: то, о чем я думаю — реальность и обязательно случится.
Как справиться с психической эквивалентностью?
Упражнение №1. Нужно тренировать свой "детский мозг" различать, где реальность, а где представление (воображаемая копия реальности).
Представьте, рядом с вами сидит друг и говорит, что думает о падении самолета. Подумайте, насколько ему тяжело от этих мыслей? Как в его уме появляется одна маленькая мысль об авиакатастрофе, и быстро разрастается в тысячу роящихся ос, которые заставляют мозг вырабатывать гормоны стресса. Как должно быть его трясет, учащается пульс, ему трудно дышать. А все начинается с одной мысли, которой он дает захватить себя.
Затем представьте, как вы просите друга сказать "Стоп!"
Заставьте его сосчитать от 5 до 1 и начать думать о чем-то другом, приятно волнующем и эмоционально значимом для него. Например, о первом поцелуе, теплом семейном празднике или о том, как он проведет отпуск вместе с любимым человеком. Пусть расскажет, какие бонусы его ждут после заключения контракта или тяжелых переговоров. Переключите его мозг на предвкушение. Пусть друг скажет вам, когда сделает эти шаги и ему станет лучше.
Упражнение №2.
- Представьте, что вы можете положить свои мысли на большой экран, как в кинотеатре. Посмотрите на это 2 секунды, а теперь представьте в своей руке телефон; переложите изображение самолета в телефон. Посмотрите этот фильм в экране телефона.
- Теперь представьте, что вы наблюдаете за собой со стороны, как вы сидите в кресле, держите в руке телефон и смотрите свой фильм.
Это упражнение напоминает мозгу состояние ребенка, когда он знает, что за ним наблюдает родитель. Если есть наблюдатель, и он видит, чем занят ребенок, значит, все под контролем и это не страшно.
Если вам нужна помощь психолога, напишите мне: https://t.me/Mentalblogger (личные сообщения телеграм). Я в Инстаграм (запрещенная в РФ организация), вконтакт, блог в телеграм.