В этом году так сложились обстоятельства, что вновь не было возможности куда-то далеко уехать. Азиатские границы по прежнему закрыты - привет Приаралье и мечта пересечь Кызыл-Кум в одиночку. Вторым вариантом был Дагестан и я даже оформил со второго раза пропуск на посещение погранзоны вдоль границы с Азербайджаном и Грузией, но половина отпуска ушла на семейные дела, а ехать туда на две недели смысла особого нет от слова совсем. Дагестан это месяц, а может быть даже два, чтобы прочувствовать. Ведь два года тому назад я уже был там на рекогносцировке и чтобы оценить масштаб бедствия. Хочу повторить, но в горных районах. Хотя может быть это и к лучшему, что я не поехал туда в этом году, ибо это направление было явно перегрето толпами жаждущих впечатлений туристов. Хорошо иметь третий запасной вариант.
Итак, в обед я, переделав последние дела, покидаю край гостеприимных инвестиций и беру курс на юг. Еду не торопясь и вспоминаю о том, что практически ни разу, ни в одном из своих путешествий не снимал выезд из Перми. Исправляюсь - держите.
С тех пор Казанский тракт существенно расширился и превратился из убитого проселка, где машина ныряет из лужи в лужу, петляющего по цепочке деревень: Хмели-Крохово-Большое Савино- Культаево и тд. в шестиполосную магистраль, причем недавно вновь перестроенную по какой-то дури местных чиновников.
Прощаясь с Пермью, дополнительно узнаю, что будущее оказывается начинается здесь. Не надо нам такого будущего с уничтоженным заводом Шпагина (под лужайки для отдыха пермяков и "культурный кластер"), закрытой Горнозаводской железной дорогой и недостроенным зоопарком (привет министру экономики России, который даже зоопарк построить не смог, а взялся руководить разваливающейся и без него экономикой бывшей державы).
Делаю техническую остановку на "аэродроме подскока" в 100 км от Перми и продолжаю свое движение дальше на юг.
Примерно в 1998 или 1999 году я побывал на этом городище в компании с Ольгой Казанцевой. Тогда с шоссе городище великолепно просматривалось и его не закрывали выросшие по берегам Тулвы деревья и кустарники. В береговом обрыве был виден выход штольни по добыче медистого песчаника. На площадке городища в его центральной части фиксировалась воронка на месте ствола шахты, а по краю площадки очень хорошо были заметны окопы времен Гражданской войны. Городище датируется IV-III в. до н.э. (ананьинская культура) и периодом раннего средневековья III-V вв. н.э. Кроме того, на площадке городища задолго до его возникновения существовала стоянка охотников и рыболовов эпохи мезолита.
Между крайними точками 113 километров. Из Барды в Куеду есть и прямая дорога, всего-то 67 километров длиной, но это грейдер. Второй раз выбираю асфальтовое шоссе, а как-то ездил и по грейдеру. Здесь трудно посоветовать что-то путешественнику на предмет выбора дороги. По асфальту конечно ровнее и спокойнее, но это 46 км перепробега. А по грейдеру короче, но медленнее и никогда не угадаешь какое у него будет состояние. Помню как-то было сильно грязно, а в сухую погоду гравий машину бил нещадно.
Дело к вечеру, а температура за бортом растет, наверное потому, что держу путь на юг.
Куеда, за свою чуть более чем столетнюю историю успела побывать даже поселком городского типа. Ныне это всего лишь сельский населенный пункт (поселок) и административный центр одноименного района.
История возникновения посёлка тесно связана со строительством железнодорожной ветки Казань – Екатеринбург. В 1914 году на карте появилась станция Куеда по названию близь лежащей деревни. В 1926 году в пристанционном посёлке Куединского сельсовета Куединского района Сарапульского округа Уральской области проживало 167 человек (82 мужчины, 85 женщин) в 50 хозяйствах (почти все — русские), имелись почтово-телеграфно-телефонная станция, кооператив. В 1926–27 годах построено новое здание железнодорожного вокзала.
В 1930-е годы посёлок быстро развивался, с 1931 года он становится центром Куединского района. В начале десятилетия появились трудовая артель инвалидов «Красное знамя», маслозавод, промкомбинат, пожарная часть, фотография, парикмахерская, в 1932 году открылось новое здание библиотеки. В 1935–37 годах строится больница по улице Красной (ныне Комсомольская), также в 1937 году построено двухэтажное здание начальной школы. С 1931 года издаётся районная газета (сейчас под названием «Куединский вестник»). В годы Великой Отечественной войны в посёлке Куеда находились госпиталь и школа пилотов.
С 1957 года Куеда — посёлок городского типа. До 1960 года существовал кирпичный завод. В 1962 году началось строительство пивоконсервного завода, в 1963 году открылся маслозавод. К 1970—80-м годам посёлок становится крупным административным центром юга Пермской области. В тот период велось большое жилое и инфраструктурное строительство, работали крупные предприятия: межрайонное объединение «Сельхозтехника», леспромхоз, мясокомбинат, межколхозный лесхоз, пищекомбинат, нефтебаза, маслозавод, ПМК, «Пермсельхозмонтаж», СУ–4, ХРПУ, Сельхозхимия, межрайбаза, пивоконсервный завод, ДРСУ и другие.
С 1994 года Куеда — сельский населённый пункт (посёлок). В 2001 году открылся краеведческий музей. С 2006 года — также центр Куединского сельского поселения. Население на 2010 год - 9551 человек.
Где куединский музей я не знаю, было немного не до него, но одну из главных достопримечательностей Куеды я просто не мог не осмотреть, ибо в прошлый раз она была оставлена на потом. Именно поэтому нынче я заехал в этот поселок, а не проскочил его по объездной.
Мой путь лежал к перекрестку улиц Ленина и Гагарина.
Подробно о мемориале и обстоятельствах того боя у меня недавно вышел большой репортаж. Читать здесь.
После того как я отснял мемориал, принимаю неверное решение. Выдвигаюсь по кратчайшему пути из центра поселка на трассу и попадаю в "ловушку" на перезде через железную дорогу Казань-Екатеринбург. Какой-то тепловоз таскал туда-сюда обрубок состава, а потом и вовсе замер в сотне метров от переезда, который не торопился открываться.
Стою, жду открытия шлагбаума. Когда мое терпение кончилось, разворачиваюсь и через поселок еду на объездную, где спокойно и без задержки по виадуку пересекаю железную дорогу.
Маневр провел крайне удачно. Когда заправлялся на АЗС № 145 компании "Лукойл", в том месте где объездная соединяется с дорогой идущей от переезда, машин на последней не было видно. Видно еще долго стояли.
Эта последняя на пермской земле заправка меня расстроила. Мало того, что оборудование несмотря на звучный и всем известный бренд "Лукойл" было древнее древнего и я даже не сразу сообразил как его включать, дак еще и оператор АЗС обругала меня за то, что от пробки бензобака в моих руках пахло бензином и я ее занес в "контору". Помимо отвратного сервиса, бензин там продают по запредельным ценам. Проехав пять регионов я так и не встретил бензина дороже 95-го куединского разлива, который обошелся мне в 50 руб. 01 коп. за литр.
Забегая вперед скажу, что лучшим бензином за время путешествия мной был признан бензин "Башнефть", как самый дешевый и качественный. Минимальная цена была зарегистрирована в 47 руб. 45 коп.
Еду дальше и практически сразу пересекаю границу Пермского края и Башкирии. Ее я не отснял, так как в надвигающихся сумерках ехал уже быстро. Однако, вскоре, километров через 15, делаю еще одну остановку в Верхних Татышлах вот у такого памятника в виде прицепного грейдера.
Кстати, заправляться надо было не в Куеде, а в Татышлах, где есть заправка "Башнефть" с недорогим и вкусным башкирским бензином.
Далее я ехал уже в ночи. Промелькнули за окном огни Бураево, а затем Бирска. На развилке сделал ошибку и ушел на Благовещенск, вместо того, чтобы повернуть направо к мосту через Белую. Исправился - развернулся. Помню что там какой-то дурацкий перекресток был с непонятным приоритетом движения. Еще чуть-чуть и я в старинном русском селе Красный Яр ищу вписку.
За день не торопясь было пройдено 513 километров. На это ушло 11 часов с учетом технической остановки на "аэродроме подскока".
На этом пока все. Продолжение следует.
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующий репортаж.