Во время летнего путешествия по Северному Кавказу, мы побывали в уникальном месте, доступном сейчас не для всех туристов - Даргавс "город мертвых", Северная Осетия.
Недоступность и эксклюзивность объясняется просто - после схождения ледника Колка, разрушена дорога через Кармадонское ущелье. А петлять по серпантину на высоте 1200 м. над уровнем моря - задачка не для всех.
Поэтому сейчас это не массовое туристическое место. Вот когда построят дорогу, и сюда поедут толпы туристов, власти, возможно, частично закроют сами башни-склепы.
От неуемных и неуместных туристических выходок, нарушающих покой этого скорбного места.
Блогеры, в общем, ребята неплохие, но иногда ради атмосферных фоток теряют голову - и в склеп залезть могут, и из склепа что-то вытащить...
А тащить там есть что. Усыпальницам более 500 лет, многие считают, что 700. Там обрели покой, по подсчетам археологов, около 10 тыс человек.
В условиях высокогорья, тела, предметы быта и одежда не разлагаются, а мумифицируются. Сама архитектура склепа обеспечивает прекрасную вентиляцию и защиту от влаги. По словам наших кавказских гидов, даже запаха разложения в склепах не было.
Так что материалов для изучения археологами более чем достаточно! Но и для вандализма тоже.
Сейчас там сделано нечто вроде контроля на входе, но реально никто за нами не следил, особо не инструктировал, соблюдения каких-то правил не требовал.
На вашу совесть, ребята. Просто не забывайте, что вы на кладбище, хоть и весьма уникальном.
Вот такие домики - это и есть #усыпальницы . В них сооружены помосты из дерева. Тела усопших попадали внутрь через небольшой лаз и там оставались. Иногда на разных уровнях, иногда рядом.
Есть захоронения в ладьях, выдолбленных в цельном дереве. Ученые до сих пор спорят откуда эта традиция у осетин.
Место окружено легендами и мифами. Одна из историй показалась мне весьма поучительной.
В средние века в эти места заглянула #чума . Для периода средневековья этот мор был непобедим никакими силами, в Европе вымирали целые города.
В нашем языке до сих пор существует пословица "шарахаться как от зачумленного (чумного)". Да, от них шарахались, но это не помогало.
И тогда жители селения, заподозрив у себя первые признаки страшной болезни, стали уходить в горы, в погребальные склепы. Живыми.
Повторюсь, высокогорный климат и особая вентиляция в склепах предотвращали тление, запах и делали воздух практически стерильным. Многоуровневые настилы позволяли избежать непосредственного соседства живых и мертвых.
Родственники, оставшиеся в селении, приносили еду, воду и одежду. Если человек выздоравливал, он возвращался в селение. Если нет, то оставался там, где и должен был остаться - в фамильном склепе.
Такая самоотверженная #самоизоляция позволила остановить распространение чумы в отсутствие необходимой мед помощи. Мудро, ничего не скажешь.
Правда меня, как медика, все же прострелила мысль: "А как долго сохраняет жизнеспособность возбудитель чумы в живой природе?" Не вспомнила.
Но даже без этой информации желания проникнуть внутрь склепа или что-то там потрогать ни у кого не возникло.
#Даргавс - место упокоения. Место печали и скорби. Уникальное, не привычное, но кладбище.
Позднее осетины, как и соседние ингуши и чеченцы, стали избирать в качестве способа погребения захоронение в земле. Но уникальный памятник под открытым небом сохранился, несмотря на войны, советскую борьбу с "религиозным дурманом", репрессии и прочие катаклизмы.
И это, поистине, еще одно чудо этого удивительного места.