Найти тему

Комедийная интрига Кальдерона

Оглавление

Обзор пьесы (2009)

                                     Афиша к спектаклю по пьесе Кальдерона
Афиша к спектаклю по пьесе Кальдерона

Произведение было написано автором в 1629 году в Мадриде, а опубликовано лишь в 1636 в Валенсии. Оно представляет собой комедию в 3 действиях.

Содержание пьесы своими словами

Главными героями пьесы являются: Дон Мануэль, его слуга Косме, его брат дон Хуан, прислуга Родриго, сёстры героя, донья Анхела, служанка Исабель, Беатрис и Клара.

Действие комедии происходит в Мадриде. Главный герой рассказывает своему слуге Косме про приглашение ко двору. Затем он убегает от дамы в мантилье (Анхелы), которая просит у него помощи, опасаясь, что это возможно Беатрис. Брат девушки частенько грубит прислуге и в связи с этим дону Мануэлю приходится порой сражаться с ним на шпагах. Герой встал тем самым на защиту преданному слуге. С появлением старого друга главного героя - дона Хуана их дуэль завершается миром. Герой остановился пожить у братьев по их же просьбе.

Луис страдает от безответной любви к Беатрис, которая в свою очередь любит Хуана. Анхела вместе со служанкой Исабель проникли в комнату к главному герою. Прислуга не нашла там ничего интересного кроме вещей, бумаг и женского портрета, а в сумке Космы она обнаружила кошелёк с деньгами, которые успешно заменяет углём. После этого случая слуга начинает бояться привидения, а Мануэль ответил на письма Анхелы, думая, что она и есть дама-призрак.

Луис подслушал беседу Беатрис и Анхелы об их предстоящей встрече с главным героем и подумал, что девушка хочет увидеть Хуана. Из-за ревности он решил помешать этому свиданию. Мануэль со слугой уехали из дома, забыв письма Анхелы в комнате. Потому они быстро вернулись назад. Беатрис попала в дом к братьям Луису и Хуану в связи с отцовским гневом. Анхела зашла в комнату к главному герою для того чтобы в итоге забрать женский портрет, и застала в ней дона Мануэля, пришедшего к Косме. Затем она умоляет его не вести допрос про её происхождение, опровергнув информацию о своей помолвке с Луисом и уходит.

Мануэля же прислуга ведёт к ней в кабинет, где он увидел накрытый стол и вошедшую богато одетую Анхелу, кажущуюся ему ещё более красивой. Потом в кабинет буквально ворвался дон Хуан, приведённый Исабель именно сюда вроде бы по ошибке. Он удивился роскошному наряду своей сестры. Ревнивец ушел, спросив служанку про Беатрис. Косме при походе к хозяину в комнату столкнулся с дамами и принял их за дьяволиц. Затем появляется Луис, допрашивая об убранстве стола и роскоши наряда свою любимую сестричку. Он также заметил тут Беатрис. В это время слуги Исабель вместе с Косме прятались здесь же в шкафу, который являлся кроме того потайным входом в комнату Анхелы. Брат требует от неё объяснений, ругая сестру на чем свет стоит. Мануэль вместо девушки желает ему всё пояснить, но тот не слушает и они опять дерутся на шпагах. В результате шпага Луиса сломалась и он ушел для её замены на новую.

Дон Хуан оставил сестру в комнате у главного героя, где они вновь повстречались. В ходе разговора дон Мануэль узнал про участь Анхелы в доме братьев и её любовь к нему. Тогда главный герой поклялся впредь стараться всячески защищать её. Дон Луис снова мирится с ним, вернувшись с другой шпагой, но при условии, что он женится на его сестре.

Мануэль предлагает любимой руку и сердце. Хуан желает стать посаженным отцом на их свадьбе, а Беатрис просто свидетельницей. Главный герой посоветовал также своему обожаемому слуге жениться на Исабель, но тот не согласился.

                                        Кадр из спектакля по Кальдерону
Кадр из спектакля по Кальдерону

Жанровые особенности произведения

"Дама-невидимка" принадлежит к жанру комедий интриги. Чувство любви у Кальдерона лишено той глубины и непосредственности, какими оно обладает в комедиях Лопе. Комедии о любви у Кальдерона - всегда "высокие" по своей жанровой направленности. В них действуют только дворяне и, конечно, в точном соответствии с принципами куртуазности и законами чести. Как бы ни была глубока страсть, проснувшаяся в душе у девушки, она никогда не совершит "ошибок любви", на которые порыв чувства иногда толкает героинь Лопе де Веги.

Сколь бы сильным не было любовное чувство героев писателя, речь их, исполненная внутреннего напряжения и динамики, остаётся безупречно логичной и нередко излишне цветистой в духе Гонгоры. Любовь у Кальдерона, как и всякая иная страсть, проверяется разумом. Пьесы этого драматурга привлекают не своей силой стихийных страстей, не одержимостью героев, а удивительной ясностью композиции, великолепным мастерством в построении интриги, простотой и глубиной человеческих характеров. Если что-то и нарушает логику развития действия в его комедиях, то это вторжение в интригу сил, не зависящих от персонажей и принимающих обличие случая.

Многие пьесы Кальдерона построены на своеобразном взаимодействии человека и окружающих его вещей. В этом автор находит один из истоков комизма, но не только в этом: писатель барокко наделяет активностью какое-нибудь "механическое приспособление" и таким образом подчеркивает бессилие человека, его неспособность понять жизненные закономерности и, тем более, направлять ход событий.

Типичный пример этого - комедия "Дама-невидимка". В пьесе братья дон Хуан и дон Луис, опасаясь, что их друг дон Мануэль, поселившийся у них, может посягнуть на честь их сестры, загораживают шкафом дверь из его комнаты в комнату доньи Анхелы. Но это сразу же даёт обратный эффект: через шкаф донья Анхела и её служанка проникают в комнату дона Мануэля, чтобы удовлетворить своё любопытство. Следы этих посещений порождают недоумение и даже страх в душе Мануэля и, в особенности, его суеверного слуги, который готов признать в невинных подношениях, оставленных девушками, плоды дьявольских козней.

                                  Кадр из спектакля "Дама-невидимка" (1924)
Кадр из спектакля "Дама-невидимка" (1924)

Наступает момент, когда "механическое приспособление" становится самостоятельным персонажем пьесы, путающим все расчеты героев и воздействующим на события самым неожиданным образом. В этих условиях конечное торжество возникшего между Анхелой и Мануэлем чувства оказывается не свидетельством неодолимости истинной любви, как у Лопе, а результатом счастливого для молодых героев стечения обстоятельств.

"Дама-невидимка" - виртуозное действие о том, как донья Анхела, несмотря на старания братьев Хуана и Луиса, добивается своего и получает руку любимого ею дона Мануэля. В сюжетном построении данной пьесы виден обычный для Кальдерона параллелизм: дон Мануэль - приятель дона Хуана, но враг дона Луиса, брата Хуана и доньи Анхелы. Оба брата влюблены в донью Беатрис, приятельницу Анхелы.

Присутствует в произведении двойной план реального и нереального, характерный для Кальдерона, но в данном случае восходящий непосредственно к Сервантесу. В этой пьесе прозаик остроумно высмеивает суеверия и предрассудки, свойственные испанцам его времени, верившим во всевозможных ведьм, домовых, духов, оборотней и т. д.

Для более плотного и детального знакомства с жанром мистики советую вам посмотреть американскую комедию с Кидман "Практическая магия".

А вы верите в мистику и приметы или же считаете всё это сказками и пережитками прошлых веков? Делитесь мнением в комментариях!

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал!)