Обзор пьесы (2009)
Произведение было написано автором в 1629 году в Мадриде, а опубликовано лишь в 1636 в Валенсии. Оно представляет собой комедию в 3 действиях.
Содержание пьесы своими словами
Главными героями пьесы являются: Дон Мануэль, его слуга Косме, его брат дон Хуан, прислуга Родриго, сёстры героя, донья Анхела, служанка Исабель, Беатрис и Клара.
Действие комедии происходит в Мадриде. Главный герой рассказывает своему слуге Косме про приглашение ко двору. Затем он убегает от дамы в мантилье (Анхелы), которая просит у него помощи, опасаясь, что это возможно Беатрис. Брат девушки частенько грубит прислуге и в связи с этим дону Мануэлю приходится порой сражаться с ним на шпагах. Герой встал тем самым на защиту преданному слуге. С появлением старого друга главного героя - дона Хуана их дуэль завершается миром. Герой остановился пожить у братьев по их же просьбе.
Луис страдает от безответной любви к Беатрис, которая в свою очередь любит Хуана. Анхела вместе со служанкой Исабель проникли в комнату к главному герою. Прислуга не нашла там ничего интересного кроме вещей, бумаг и женского портрета, а в сумке Космы она обнаружила кошелёк с деньгами, которые успешно заменяет углём. После этого случая слуга начинает бояться привидения, а Мануэль ответил на письма Анхелы, думая, что она и есть дама-призрак.
Луис подслушал беседу Беатрис и Анхелы об их предстоящей встрече с главным героем и подумал, что девушка хочет увидеть Хуана. Из-за ревности он решил помешать этому свиданию. Мануэль со слугой уехали из дома, забыв письма Анхелы в комнате. Потому они быстро вернулись назад. Беатрис попала в дом к братьям Луису и Хуану в связи с отцовским гневом. Анхела зашла в комнату к главному герою для того чтобы в итоге забрать женский портрет, и застала в ней дона Мануэля, пришедшего к Косме. Затем она умоляет его не вести допрос про её происхождение, опровергнув информацию о своей помолвке с Луисом и уходит.
Мануэля же прислуга ведёт к ней в кабинет, где он увидел накрытый стол и вошедшую богато одетую Анхелу, кажущуюся ему ещё более красивой. Потом в кабинет буквально ворвался дон Хуан, приведённый Исабель именно сюда вроде бы по ошибке. Он удивился роскошному наряду своей сестры. Ревнивец ушел, спросив служанку про Беатрис. Косме при походе к хозяину в комнату столкнулся с дамами и принял их за дьяволиц. Затем появляется Луис, допрашивая об убранстве стола и роскоши наряда свою любимую сестричку. Он также заметил тут Беатрис. В это время слуги Исабель вместе с Косме прятались здесь же в шкафу, который являлся кроме того потайным входом в комнату Анхелы. Брат требует от неё объяснений, ругая сестру на чем свет стоит. Мануэль вместо девушки желает ему всё пояснить, но тот не слушает и они опять дерутся на шпагах. В результате шпага Луиса сломалась и он ушел для её замены на новую.
Дон Хуан оставил сестру в комнате у главного героя, где они вновь повстречались. В ходе разговора дон Мануэль узнал про участь Анхелы в доме братьев и её любовь к нему. Тогда главный герой поклялся впредь стараться всячески защищать её. Дон Луис снова мирится с ним, вернувшись с другой шпагой, но при условии, что он женится на его сестре.
Мануэль предлагает любимой руку и сердце. Хуан желает стать посаженным отцом на их свадьбе, а Беатрис просто свидетельницей. Главный герой посоветовал также своему обожаемому слуге жениться на Исабель, но тот не согласился.
Жанровые особенности произведения
"Дама-невидимка" принадлежит к жанру комедий интриги. Чувство любви у Кальдерона лишено той глубины и непосредственности, какими оно обладает в комедиях Лопе. Комедии о любви у Кальдерона - всегда "высокие" по своей жанровой направленности. В них действуют только дворяне и, конечно, в точном соответствии с принципами куртуазности и законами чести. Как бы ни была глубока страсть, проснувшаяся в душе у девушки, она никогда не совершит "ошибок любви", на которые порыв чувства иногда толкает героинь Лопе де Веги.
Сколь бы сильным не было любовное чувство героев писателя, речь их, исполненная внутреннего напряжения и динамики, остаётся безупречно логичной и нередко излишне цветистой в духе Гонгоры. Любовь у Кальдерона, как и всякая иная страсть, проверяется разумом. Пьесы этого драматурга привлекают не своей силой стихийных страстей, не одержимостью героев, а удивительной ясностью композиции, великолепным мастерством в построении интриги, простотой и глубиной человеческих характеров. Если что-то и нарушает логику развития действия в его комедиях, то это вторжение в интригу сил, не зависящих от персонажей и принимающих обличие случая.
Многие пьесы Кальдерона построены на своеобразном взаимодействии человека и окружающих его вещей. В этом автор находит один из истоков комизма, но не только в этом: писатель барокко наделяет активностью какое-нибудь "механическое приспособление" и таким образом подчеркивает бессилие человека, его неспособность понять жизненные закономерности и, тем более, направлять ход событий.
Типичный пример этого - комедия "Дама-невидимка". В пьесе братья дон Хуан и дон Луис, опасаясь, что их друг дон Мануэль, поселившийся у них, может посягнуть на честь их сестры, загораживают шкафом дверь из его комнаты в комнату доньи Анхелы. Но это сразу же даёт обратный эффект: через шкаф донья Анхела и её служанка проникают в комнату дона Мануэля, чтобы удовлетворить своё любопытство. Следы этих посещений порождают недоумение и даже страх в душе Мануэля и, в особенности, его суеверного слуги, который готов признать в невинных подношениях, оставленных девушками, плоды дьявольских козней.