Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу при советской власти пришлось труднее других музыкантов, потому что он с юности имел совершенно свободное сознание. Идеалы марксизма-ленинизма и социалистического реализма не туманили ему мозг даже во времена торжества сталинизма. Но жить приходилось в этой реальности, и он спасался юмором и специфическим сарказмом, который звучит в его музыке. И в частной переписке тоже. Тот, кто знает, что такое советские праздничные демонстрации с портретами членов политбюро на палках, оценит юмор этого письма. Это ирония человека, в совершенстве знающего правила советской официозной лексики и привыкший к мысли, что его письмо может читать перлюстратор. Не то, чтобы Шостакович писал это письмо в расчёте на перлюстрацию. Как очень точно написал один из комментаторов этой статьи, "достаточно того, что такая практика существовала, и шанс под нее попасть был довольно большой. Что, собственно, и было объектом шуток. Шутка Шостаковича была очень даже понятна получателю, д