На фоне новости о подписании соглашения относительно строительства города Спутник (именно такое название ему и планируется дать) в нескольких километрах от Владивостока и их дальнейшего объединения с Артемом в единую агломерацию с населением свыше 1 млн человек, мы решили обратиться к экспертам в области градостроительства и архитектуры, дабы узнать, насколько целесообразно создание подобных агломераций и что в действительности может помочь сделать города Сибири и Дальнего Востока более привлекательными для жизни и работы граждан, остановив отток населения в европейскую часть России.
Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects:
— В середине прошлого века порядка две трети населения во всем мире проживало в сельской местности и только одна треть в городах. К середине 21 столетия мы сможем наблюдать диаметрально противоположную ситуацию. Процессы создания и роста городских агломераций идут по эволюционном пути, обретая новые схемы и формы развития.
Причины и предпосылки их формирования меняются с течением времени. Например, они могут быть связаны с необходимостью смены производственной модели и привлечения большого количества новых рабочих; создания среды для их проживания, досуга и т.п. Однако любые агломерации объединяют принципы концентрации экономической деятельности и компактного проживания людей. Формирование крупных агломераций должно стимулироваться в тех регионах, где нет значимого разрыва между региональными и районными центрами в уровне развития, экономики, инфраструктуры, социальной и городской среды. В таком случае концентрация финансов, бизнес-ресурсов и сервисных служб в одной точке не приведет к деградации периферии, разбалансировке в демографии и производстве.
Качественный характер развития урбанизации подразумевает синергию между центральной точкой и окружающими территориями, гармонию баланса интересов. Создание крупных агломераций будет наиболее эффективным для территорий с наличием уникальных географических, климатических, политических и других особенностей, которые невозможно дублировать в другом месте. Формирование агломераций вокруг таких городов, как Владивосток позволяет эффективно использовать ряд особенностей. Среди них — близость к крупным портам, финансовым и научным центрам, местам пересечения транспортных магистралей; местностям, богатым редкими природными ресурсами.
Внутренняя структура агломераций и ее внешние границы должны определяться в парадигме самодостаточности локальных центров внутри единого пространства. В 1950-х годах двадцатого века урбанизация шла по пути создания четко структурированных финансовых, рабочих и жилых кварталов, общественных локаций и зон благоустройства. Подобный подход часто приводил к расслоению общества, неравномерности структуры городской ткани, усилению маятниковой миграции. Сегодня урбанисты предлагают развивать города равномерно, миксуя виды застройки, создавая самодостаточную локальную социальную, культурную и архитектурную среду на местах и объединяя ее качественными схемами общественного транспорта.
Таким образом, развивая города в регионах сегодня, можно избавиться от ошибок прошлого в виде искусственной изоляции различных локаций и бегства людей из неблагополучных районов. Это крайне важно в условиях необходимости создания новых точек притяжения на карте России.
Александр Стариков, партнер архитектурного бюро Syntaxis:
— К сожалению, многие, размышляя об экономике Дальнего Востока и Сибири, не принимают во внимание огромные масштабы этих регионов. Социокультурное, ландшафтное, климатическое, географическое разнообразие различных территорий восточнее Урала позволяет говорить о значительном потенциале для развития самых разных отраслей, в том числе в сфере недвижимости.
Например, южные части Западной Сибири очень перспективны для создания гостиничной и рекреационной инфраструктуры. На Алтае уже есть современные кейсы, которые постепенно формируют туристические микрокластеры. Но не стоит забывать и том, что крупные региональные центры и даже относительно небольшие города зачастую обладают богатой архитектурной историей. Этим можно и нужно пользоваться. Культурное наследие должно не только сохраняться и консервироваться, но и трансформироваться в экономический потенциал. Различные локальные памятники необходимо подвергнуть комплексному переосмыслению с целью современного использования. Это гораздо лучше, чем молча наблюдать, как они разрушаются.
Таким образом, можно возрождать и создавать новые локальные территориальные бренды и за счет этого уменьшить отток населения из региона. То же самое можно сказать и об индустриальном наследии СФО. Бурный промышленный рост середины 20 столетия привел к появлению огромного количества различных по характеру и размерам предприятий. Масштаб многих их них стал избыточным для современных методов производства, а структура территорий не отвечает актуальным требованиям рационального использования пространства.
Пустующие или неэффективно функционирующие промзоны и объекты необходимо встраивать в современную экономику, создавая в них инновационные центры, мультифункциональные, деловые и образовательные кластеры и т.д. Практический опыт во многих странах доказал высокую эффективность такой модели работы с городским пространством, в том числе в российских городах-миллионниках. В малых населенных пунктах могут и должны появляться свои собственные кейсы ревитализации территорий. На мой взгляд, качественный редевалопмент в связке с развитием инфраструктуры может придать новый импульс развития многим региональным городам, улучшить их привлекательность для молодых специалистов, создать новые современные рабочие места, повысить инвестиционный потенциал.
Жилой дом с классическими объемно-планировочными решениями невозможно переформатировать в качественный и современный офисный объект, в то время как бывший промышленный комплекс можно. Однако важно понимать, что исторические и промышленные площадки регионов нужно использовать в актуальном ключе, учитывая множество локальных особенностей развития экономики, социальную среду и т.д. Нельзя зацикливаться на одних и тех же моделях и слепо копировать модные в Москве или Петербурге концепции.
Если позавчера на бывших заводских площадях было актуально создавать торговые точки, вчера коворкинги и мастерские, а сегодня научно-производственные, образовательные и культурные пространства, то завтра это может быть уже их умелое сочетание. Даже непосредственно в ходе редевелопмента можно трансформировать, тасовать функции здания и их пропорции для поддержания эффективной и актуальной модели развития.
Ключ к успеху — это адаптивность и полифункциональность, особенно в условиях сегодняшних реалий. Наряду с машиностроением девелопмент является системообразующей сферой деятельности, генерируя огромное количество рабочих мест и инвестиций. К тому же рынок недвижимости стимулирует рост десятков смежных отраслей. При этом редевелопмент — это вид строительства, требующий огромной концентрации ресурсов.
Читайте: Первую скоростную трассу на Дальнем Востоке откроют в октябре 2021 года