UCI (фр. Union Cycliste Internationale) - Международный союз велосипедистов. Организация, которая курирует большинство велосипедных соревнований почти во всех дисциплинах – шоссейные и трековые гонки, МТВ, BMX, циклокросс и т.д.
И, естественно, практически со своего основания в 1900 году, UCI приступила к регламентации проведения соревнований: их категоризация, нюансы правил, кто может участвовать, обустройство и разновидности трасс, экипировка гонщиков, технические требования к велосипеду, вопросы безопасности и даже позы в которых может находиться велосипедист.
Остановимся на техническом регламенте велосипеда. Для одного шоссейного – это документ на 55 страниц, где описано всё – форма и пропорции треугольников рамы, сечение труб, наличие аэродинамичных элементов, минимальный вес, конфигурация и размеры руля, положение седла, устройство трансмиссии (только цепь и переключатель-перекидка), колёса/покрышки, расположение органов управления и т.д.
То, что такой регламент появился – это логично – ведь соревнуются люди, поэтому побеждать должен самый подготовленный велосипедист, а не тот, у кого навороченнее и совершеннее велосипед. Соблюдение данного регламента, гарантирует, до определённой степени, что все участники находятся в одинаковых условиях.
Но есть и обратная сторона существования данного регламента. Несмотря на то, что в каких-либо соревнованиях участвует не более 1% выпущенных велосипедов, все производители стремятся к соблюдению регламента UCI. Для маркетологов это очень важно. Купить шоссер, не удовлетворяющий требованиям UCI – задача не простая.
В итоге, конструкция шоссейных (ЦК, трековых) велосипедов зажата в узкие рамки, поэтому они практически одинаковые. Разница, пожалуй, только в цене, массе, цвете рамы и паре мелких нюансов. Если закрасить название производителя, только эксперт сможет отличить одну модель от другой.
Сам же UCI – орган консервативный. Свои регламенты он пересматривают ежегодно, но в достаточно осторожной манере. Некоторые моменты не меняются по сто лет. Так, UCI долго не позволял использовать дисковые тормоза, бескамерку. Даже переключатели скоростей много лет находились под запретом!
Если же откинуть требования UCI – велосипед можно сделать быстрее, легче, удобнее, безопаснее и интереснее. Например, регламент устанавливает минимальную массу 6.8 кг, но сейчас технологии позволяют сделать велосипед и полегче. Запрещено использовать аэродинамичные элементы, обтекатели, что могло бы значительно ускорить велосипед. Нет даже возможности установить какую-то защиту от брызг или как-то закрепить минимальный багаж (разрешено только фляжку). Нет мест для крепления фонарей или светоотражающих элементов – ведь для соревнований это не нужно, но при езде по дорогам общего пользования это практически необходимость.
Вся эта ситуация тормозит внедрение инноваций в велосипедной отрасли. Зачем производителю что-то придумывать, как-то экспериментировать, если это запрещено UCI и в серию не пойдёт. Вот и имеем, что за последние 150 лет велосипед мало изменился. А некоторые нестандартные типы велосипедов – те же лигерады, тандемы после запрета использования на соревнованиях, вымерли как класс.
Почему-то производители игнорируют многочисленную категорию велосипедистов, к которой отношу себя и я - продвинутые любители. В официальных соревнованиях мы не участвуем, но хотим ездить далеко и быстро. Тем не менее, вынуждены покупать не самые удобные и подходящие велосипеды, удовлетворяющие, не имеющему для нас значения, регламенту.
Недавно в новостях прочитал, что UCI устремило свой взгляд на набирающие популярность гравийные велосипеды. Соответственно, скоро пропишут регламент и для них. Но меня это не радует.
Сейчас гревелы динамично развиваются, т.к. никаких требований для них нет, каждый производитель имеет возможность экспериментировать в широких диапазонах, ограничиваясь лишь своими представлениями о данной категории велосипедов. Это заметно по разнообразию продаваемых моделей. Есть с более комфортной посадкой, заточенные на длительные поездки, есть ориентированные на высокие скорости; более дорожные или, напротив, грунтовые. С растянутой МТБ-посадкой или вертикальной, как на городских велах. Даже размеры колёс и ширина/протектор покрышек значительно варьируются. Разнообразие и наличие выбора – это всегда хорошо (хотя и требует более внимательного изучения вопроса перед покупкой)
А будет регламент – производители, из-за желания поставить отметку о совместимости с ним, так же залезут в установленные рамки и гревелы станут такими же скучными и одинаковыми, как шоссеры или циклокроссы. Как итог – пострадает простой покупатель, которому «по барабану» любые соревнования, но лишённый возможность выбрать велосипед конкретно под свои цели. Боюсь, регламент затронет и максимальную ширину покрышек, размер грязевого зазора, слопинг. А, возможно, даже расположение и количество бонок! Надеюсь, хотя бы байкпакинг сумки, как сейчас форму и объём фляжек, не стандартизируют...
Впрочем, подобная ситуация сложилась не только в велоспорте. Мой коллега, увлекающийся яхтенным спортом, рассказывал, что у них тоже есть своя организация, регламентирующая проведение регат. И хотя в официальных регатах участвует лишь малая доля любителей этого вида спорта, большинство производителей ориентируются на соответствующие требования к конструкции яхт. В результате яхты медленнее, дороже и не такие красивые, какие могли бы быть, если бы их строили без оглядки на регламенты, но используя все современные технологии и наработки.
Материал по теме: регламенты UCI. Осторожно, очень много иностранных буков!