Начало обзора вы можете прочитать в статье Хурриты – главная тайна Передней Азии, Армянского нагорья и всех частей Кавказа
С запада хурритов Митанни одолевали кочевые семиты, будущие создатели Аккада и Ассирии. На юге продолжали обитать чистокровные шумеры (их языковая культура осваивалась хурритами)…
Хурритская письменность – ровесница египетской (сер. 3 тыс. до н.э.)
Когда под ударами митаннийцев, а позже гимиру, мушков и лувийцев Хеттская держава пала, ее восточную область (Армянское нагорье) забрал себе союз городов, население которых – перечисленные только что этнические объединения. И эту лигу соседи именовали «Урарту». К тому времени Ассирия вытеснила хурритов (жителей бывшей Митанни) на северо-запад – как раз на Армянское нагорье, к остальным бывшим гражданам когда-то грозного Митанни. То есть хурриты стали частью Урарту. Его золотой век приходится лишь на 9 в. до н.э. (позже квазиимперия, состоящая из городов, не имеющих общей армии, уже терпит крах от Ассирии).
Внутри Урарту лишь хурриты стояли особняком, т.е. не были индоевропейцами. К слову, в 1 тыс. до н.э. хроники указывают их уже не «хурритами», а «алародиями». Именно их язык (а не разные индоевропейские глоссарии) стал официальным в Урарту, претерпев некоторые изменения. Однако и древний хурритский, и поздний («урарсткий») лингвисты назвали «алародическими»…
Но были и хранители «чистой» хурритской речи. Они уже к началу Железного века покинули пределы Урарту и устремились на Малый Кавказ, а также в долину Куры и Аракса. До этого здесь обитали разрозненные племена Куро-Аракской культуры. Язык потомков хурритов стал для них объединительным: видимо, его стали использовать как лингва франка внутри Алвании (Кавказская Албания, Алуанк). Государства, сложившегося во второй половине 1 тысячелетия до н.э.
С юго-востока к его границам подходила ираноязычная (то есть индоевропейская) Мидия, а позже – Персия. Ираноязычные народы именовали «зараженных» алародическим языком обитателей Кавказа – «лезгинами». Племена, оставившие себе этот этноним – до сих пор как бы связующая нить между ираноязычным когда-то малокавказским и иранским Азербайджаном с миром Северного Кавказа. Языки востока Кавказа зовутся нахско-дагестанской группой (алародической). Внутри уже современного языкового сообщества – Северокавказского. Так как хурритский глоссарий долгое время господствовал в Урарту, его основы унаследовали и армяне – потомки 4 (перечисленных выше) индоевропейских народов старейшего Армянского нагорья…
Сходство урартского («алародического») языка с речью хурритов (зафиксированной на клинописных табличках могущественных соседних государств) обнаружена историком Дьяконовым. Он изложил его в труде «Языки древней Передней Азии». Вот лишь несколько доказательств. «Земля» по-хурритски ХАУР (кстати, очень напоминает первое индоевропейское «родина» – КХАУСТРЭ), а по-урартски ГАУРА. «Бог» у хурритов ЭНИ, а у урартов – ИНУ. «Тот, кто слышит» у первых ХАЖИ, а у вторых – ХАШИ. «Твой» – УЭ у обеих древних наций. «Ее» – ЙА и ЙЕ.
С учетом множества прочих корневых совпадений, а также наличия у обоих языков эргативного и агглюнативного строя и сделали обозначенный вывод о том, что урартский – потомок хурритского.
Нахско-дагестанская группа внутри
Хотя предки лезгин оказались «передатчиками» алародического (хурритско-урартского) языка на северо-восточный Кавказ, наибольшими признаками древних языков алародиев обладают нынешний аварский (в том числе его сильно отличающееся горное наречие), рутульский и андийский языки. Объяснить это просто. Такие народы как лезгины, лакцы и вайнахи (предки чеченцев и ингушей) не были изолированы ландшафтом настолько сильно как первые из названных. Ничто не мешало им впитывать некоторые русские, грузинские и тюркские слова.
А вот запертая в дагестанских горных хребтах группа законсервировала лингвистические традиции. Возможно, эргативность и некоторые хурритские лексемы наслаивались на местные древние языки (о которых нам вообще ничего не известно) в результате того, что алародическая речь становилась языком князей и чиновников в первом местном государстве – в Алвании (в Алуанке).
Кстати, у языковеда Меликишвили есть предположение о том, на каком языке общались народы, заселявшие Хеттскую державу до индоевропейцев канасили (соседи звали канасили «хатти» или «хетты», в честь более древнего населения восточной Анатолии). Итак, он уверен, это был народ-предок абхазо-абазино-адыгской группы.
Возможно, до прихода алародического языка на восток Северного Кавказа, его аборигены, носители Куро-Аракской культуры, как и коренные жители западной половины горной системы, общались именно на этом праязыке. Вот почему обе группы по одному из родителей включены в единую (Северокавказскую) семью.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать:
Русские «непотребные глаголы» с французскими корнями
Сундук невесты: какое приданое готовили на Руси?
Ойум: про то, кем были готы до разделения на восточных и западных
Народный термин «каравай» как пример мутаций в русской фонетике