В первую очередь надо учитывать хронотип. Люди с ранним хронотипом — aka жаворонки — опережают сов с их поздним хронотипом часов на шесть-семь. То есть, если у жаворонков пик активности приходится в среднем на 9-10 часов, то у сов — на 16. Поэтому, кстати, ранние пташки получают в среднем более высокие оценки, ведь все экзамены и тесты ставят в первую половину дня (1).
Второй фактор — так называемая "инерция сна" после пробуждения. Когда только выбираешься из кровати, мозг далеко не сразу переходит в рабочий режим: ему надо 2-4 часа, чтобы разогнать когнитивные способности на полную мощность (2). Именно в этот период, часа через три после пробуждения, лучше всего принимать важные решения и делать то, что требует наибольших умственных усилий.
А дальше усталость накапливается, и постепенно начинаешь соображать всё хуже, пока не приходит время снова идти спать. Есть, правда, ещё внутрисуточные ритмы длительностью около полутора-двух часов: из-за них отдельные всплески и падения когнитивных способностей, включая внимание, наблюдаются несколько раз в течение дня (3). Но в целом выходит, что на эффективность обучения сильнее всего влияет привычный режим сна и бодрствования, а подходящие для обучения "окна" приходятся на 9-14 и 16-22 ч. Плюс-минус, как обычно.
Если говорить конкретно о запоминании, то учить новый материал лучше во второй половине дня (4) или незадолго до сна (5). Тогда информация успевает качественно закрепиться за ночь, перейдя из краткосрочной памяти в долгосрочную. Я, например, учу новые слова или иероглифы как раз вечером, ровно перед тем, как собираться ко сну, — работает на ура.
Кроме этих биологических факторов, которые и без того индивидуальны, есть и другие важные моменты: является ли учёба основным занятием или это только дополнение к работе, насколько гибкое расписание у тебя в принципе, в какое время ты можешь заниматься без отвлечений и так далее.
Так как же подобрать лучшее время для себя? Ответь на четыре основных вопроса и найди баланс:
1) Какой у тебя хронотип?
Если не принимать во внимание недосыпы, перегрузки на работе и прочие "приятности", то каким будет твой естественный режим? В какое время суток ты чувствуешь силы на интеллектуальную деятельность, когда нет дедлайнов?
Если сразу непонятно, понаблюдай за собой в течение недели: отмечай своё состояние каждые полтора или три часа и найди закономерности. Может оказаться, что запоминаешь лучше в одно время суток, а критическое и творческое мышление включаются в другое время. На себе я замечаю, что новые идеи обычно приходят ближе к вечеру , но вот вникать в материал и разбираться в концепциях мне лучше с самого утра.
2) Когда будет подходящая обстановка?
Без лишних отвлечений, стресса, побочных задач? Приятнее всего учиться, пока все остальные спят (ещё или уже) и обстановка вокруг позволяет сосредоточиться.
Увы, жизнь не всегда позволяет поставить обучение на оптимальное время. Но это не значит, что любое другое — ужасно. Надо искать компромиссы. Если приходишь с работы поздно и уже без сил, нет смысла тратить ночь на учёбу, даже если ты самая поздняя сова. Эффективнее будет выспаться, восстановить силы и выделить полчаса на учёбу утром. Слова "утро" и "учёба" в одном предложении пугают? Вставить те же 30 минут куда-нибудь в обеденное время.
3) Нужны ли какие-то дополнительные ресурсы?
Обрати внимание на инструменты и людей, к которым может понадобиться доступ. Например, надо ли подстраивать своё расписание под друга, с которым вы решили вписаться в один и тот же курс? В какие часы доступны преподаватель или техподдержка, если появится срочный вопрос? Подобные вещи надо учесть на берегу, чтобы занятие вдруг не сорвалось, потому что не можешь зайти на сайт с лекциями.
4) Сможешь ли ты придерживаться расписания?
Постоянство помогает выработать привычку и сделать обучение постоянной частью жизни, поэтому лучше учиться хоть и не в самое оптимальное время дня, зато регулярно 2-3 раза в неделю. Это тот самый случай, когда количество может перейти в качество.
В общем, ответ на вопрос из заголовка — когда удобно, учитывая твой хронотип и образ жизни. Только не переусердствуй в погоне за лучшим временем для учёбы: всего 15-30 минут обучения в день дадут результат лучше, чем даже пара часов, но редко, потому что не нашлось "подходящего" времени.
Ну а если хочется собрать свою собственную систему личного и профессионального развития, то велком к нам на курс, через два дня поезд уходит: https://clck.ru/XnQ3M
— — — — —
1) Zerbini G., Merrow M. (2017). Time to learn: How chronotype impacts education. PsyCh journal, 6(4), 263-276.
2) Burke T. M. et al. (2015). Sleep inertia, sleep homeostatic and circadian influences on higher‐order cognitive functions. Journal of sleep research, 24(4), 364-371.
3) Kleitman N. (1982). Basic rest-activity cycle—22 years later. Sleep, 5(4), 311-317.
4) Wile A. J., Shouppe G. A. (2011). Does time-of-day of instruction impact class achievement? Perspectives in Learning, 12(1), 9
5) Payne J.D. et al. (2012) Memory for Semantically Related and Unrelated Declarative Information: The Benefit of Sleep, the Cost of Wake. PLoS ONE 7(3): e33079.
Когда лучше всего учиться?
25 сентября 202125 сен 2021
6
4 мин