Я думаю, вам встречались статьи с такими названиями – сначала автор упоминает литературное произведение, например "Евгения Онегина", или "Обломова", или "Грозу", а затем иезуитски и очень ехидно заявляет: "А сейчас поведаю то, о чем вам не рассказывали в школе!" Как будто в школе в вас должны впихнуть абсолютно все знания, чтобы вы долго переваривали полученную информацию и больше ни к кому не приставали с поисками истины. Или не рассказали того, о чем нельзя знать детям до шестнадцати лет. Или не сообщили о каком-нибудь компромате на писателя.
Как правило, ошарашенный и заинтересованный читатель клюет на подобное название и в предвкушении клубнички открывает статью! Облом: автор повторяет все то, о чем говорили в школе. Оказывается, это просто такая завлекалочка.
Или вот еще –"Отцы и дети" в школе проходили? (с театральным надрывом) Забудьте! Эта книга совсем о другом!
Так и хочется сказать: да успокойтесь, товарищ, все уже давно всё забыли, и призывать - это все равно что ломиться в открытую дверь. Подобные названия мне лично напоминают очень известную сценку Аркадия Райкина: забудьте все, чему вас учили в детском садике, в школе, в институте.
Мне всегда интересно, как такое получается – учили преподаватели детишек в школе, читали труды академиков, профессоров, докторов наук, слушали методистов – и все эти уважаемые люди, всю жизнь занимаясь литературой, оказывается, ничего не поняли в произведениях, включенных в школьную программу.
И вот наконец, о счастье, нашелся человек, который объяснит, о чем все-таки эти произведения и как их надо понимать.
Начинает автор с проникновенного признания: со времен школы у него осталось самое тухлое впечатление от романа «Отцы и дети». Невнятная бессюжетная муть, разговоры ни о чем, о самом интересном - о любви - учителя не дают читать и не велят обсуждать. Изверги рода человеческого!
И вообще, роман не об аристократах, нигилистах, разночинцах… А о чем? Советую морально подготовиться – оказывается, роман «Отцы и дети» повествует о мужских возрастных кризисах. Ни больше и ни меньше…
Полезла в Википедию – дай, думаю, посмотрю, что это за кризисы такие, что даже до литературных героев добрались. Читаю:
Кризис среднего возраста - долговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в юности, уже безвозвратно упущены, а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком.
Активная фаза синдрома существования в кризисе среднего возраста называется тотальной смысловой девальвацией.
Ага, кажется, что-то проясняется. Очень интересно! Особенно понравилась, как вы понимаете, «тотальная смысловая девальвация»!
Каковы же симптомы этого ужасного состояния? Продолжаю чтение:
Симптомы – депрессия, жалость к себе, опустошенность, ощущение загнанности, ловушки карьеры или брака, чувство, что жизнь несправедлива.
Симптомы к тому же усугубляются ухудшением физического состояния, к чему относятся: увеличение массы тела, уменьшение выносливости, морщины, провисание кожи, выпадение волос, снижение востребованности у противоположного пола.
И наконец, внешние проявления: потеря интереса ко многим, ранее значимым, сторонам жизни, смена круга референтных лиц, более свободное, эксцентричное поведение.
Какая жуткая картина – уменьшение, выпадение и провисание. Хотя чувство жалости к себе и ощущение несправедливости жизни свойственно любому возрасту и, на мой взгляд, молодости даже в большей степени. Но, надо признать, все четко изложено и предельно ясно. Теперь посмотрим, что пишет о кризисе автор разбираемой нами статьи:
Кризис среднего возраста одинаков практически у всех, вне зависимости от происхождения и взглядов. И протекает он абсолютно одинаково что у «отцов», что у «детей», что у аристократов, что у разночинцев, что у простолюдинов. У всех в положенное время.
И странная картина возникла перед моими очами: сидит простолюдин над речкой, или под деревцем, или в поле - сидит сердешный, задумавшись и пригорюнясь, – чтой-то тотальная смысловая девальвация совсем одолела, неужто жену и круг референтных лиц менять надо?
К сожалению, автор как-то на этой мысли и застряла, дальше стала рассуждать о самых разных вещах, но о кризисах словно забыла. И про слугу с сережкой в ухе рассказала, и про Бобылий хутор, но вот о кризисе больше ничего. А ведь так интересно начиналось!
Пришлось разбираться самой. Как всегда.
Итак, Аркадий Кирсанов – 22 года, недавно женился, влюблён в жену, занимается хозяйством, счастлив. Вернулся в стан отцов и радуется жизни. На кризис явно не тянет ни по возрасту, ни по прочим признакам.
Женечка Базаров – лет неизвестно сколько, примерно от 25 до 30. Характер нордический, стойкий. Разночинец. Нигилист. Студент (не комсомолец, но внешность довольно привлекательная). Женщина мечты отказала аж два раза, в материалистичности мира засомневался. Бывает. Мировоззренческие кризисы никто не отменял. Чудесная фраза Тургенева: "То смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость еще не настала", к Базарову вряд ли имеет хоть какое-то отношение: молодость ещё не прошла окончательно, как детская болезнь левизны в коммунизме; старость далека.
Никаких провисаний, волосы и зубы на месте. Успехом у женского пола пользуется (за исключением Одинцовой, которая, впрочем, тоже поначалу увлеклась), эксцентричностью поведения отличался всегда, независимо от возраста. Явно не в ту степь.
Остались Николай Петрович и Павел Петрович. По возрасту – самое то. Присмотримся поближе к этим господам хорошим.
Николай Петрович явно не страдает "тотальной смысловой девальвацией" и снижением востребованности у противоположного пола. У него роман с Фенечкой, которая недавно родила ему ребенка, в конце романа (уже литературного произведения) Николай Петрович женится на ней. Он любит свою молодую красивую жену, восхищается природой, читает наизусть Пушкина и играет на виолончели. Никаких упущенных шансов и переоценок. Может быть, увеличение массы тела и наблюдается, но в пределах нормы и без эксцентричности в поведении.
И наконец, Павел Петрович. Вот тут уж ни лишней массы, никаких провисаний и выпадения волос. Красавчик!
Вот в нем, конечно же, некоторая депрессия ощущается, но связана она явно не с возрастом, а с трагической любовью к княгине Р. и началась задолго до официального срока наступления возрастного кризиса. Так что опять мимо!
Возможно, кризис среднего возраста – это все же реалии века XX? Смешно думать, чтобы крепостной крестьянин мог сожалеть о каких-то утраченных надеждах на карьеру. Какая уж там карьера! У дворянина как раз были все условия, чтобы не упустить ни одного шанса на исполнение своих мечт))).
Обидно, что опять не выяснили, о чем же этот странный, чтобы не сказать больше, роман «Отцы и дети»! Не об аристократах, не о разночинцах и даже не о революционных нигилистах, как убеждал нас автор обсуждаемой статьи. Как выясняется, о кризисе среднего возраста там тоже ничего нет! Неужели все же об отцах и детях? Но это как-то противоречит названию и, вообще, устарело. Надо что-нибудь новенькое, эксцентричненькое…
Если статья понравилась, приглашаю
подписаться на мой канал!
Благодарю за лайки!
#литература #образование #литература в школе #культура #тургенев #кризис среднего возраста