По сути это одна и та же профессия. Если под вывесками сидит (то есть работает) профессионал.
Но выбирать все равно приходится. И чем дальше в лес, тем больше. Так как же выбрать психолога или тренера?
Со школой давно понятно
- Либо сами учите ребенка (как мы с супругой),
- либо ищите репетитора (как большинство из тех, кто продолжает учиться).
С психологией мало-помалу проясняется
По уровню депрессии среднестатистического «активного гражданина» мы догоняем наших «западных партнеров». Вот бы еще по зарплате догнать!..
Но лучше перейдем от несбыточных мечт к реальности.
Способы выбора
Теоретически их несколько.
1. Изучаем анкеты, то есть саморекламу.
Здесь проблема в том, что реклама может оказаться не «само».
Был у меня опыт.
Составил я за «рюмкой чаю» анкету одному аудитору. Посыпались ей звонки … Спрашивают: «А это все правда?!»
Я тогда ничего не придумал, просто упаковал поинтереснее.
Но по факту оказалось, что она сама не поверила в то, что сама же мне и сообщила.
Короче, с анкетами обмануться — «Как два пальца об асфальт» (цитата Дяди Саши с «Детского радио», если что).
1.1 Добросовестно заблуждался
Автор «Добросовестно заблуждается».
За это по УК меньше дают. Но по-любому неправда — это несоответствие правде.
Помнится, в середине 90-х я работал на бирже.
… Однажды в биржевой зал (тогда еще были такие) хорошенькая (и умненькая на вид) девушка пришла раздавать приглашения на семинар по психологии биржевой торговли одного «крупного специалиста».
Подхожу, читаю.
«Такой-то профессор такого-то университета …»
Спрашиваю умненькую и хорошенькую:
— «А он сам когда-нибудь работал?»
Отвечает умненькая с энтузиазмом:
— «Конечно, он профессор такого-то …»
— «Да нет»,- уточняю вопрос,- «Я спрашиваю — он сам работал с финансами или акциями?»
— «Естественно»,- еще более радостно отвечает умненькая и хорошенькая.
— «Он и сейчас на полставки в таком-то университете преподает!»
Семинар, между прочим, стоил полторы штуки зеленых. По тем временам немалая сумма.
— «Поэтому и на полставки»,- подумал я. «С семинарами хватает».
Обыкновенная неправда
Бывает и заведомая ложь. Тут обсуждать нечего.
Вопрос — как понять, что это ложь? Подождите немного.
Такая правда, что скорее ложь
История из тех же 90-х ……
Парень, глядя на биржевой терминал, задумчиво отвечает на вопрос соседа:
— «Ну как там, растет йена?»
— «Это такой рост, что скорее, падение …»
Один пример такой правдиво-ложной рекламы я уже привел выше. А вот другой:
«Эксперт с 20-летним стажем преподавания математики»
А то и с сорокалетним.
Тут на канале такой «эксперт», автор учебника пытался меня убедить, что дробь 0.(9) с точки зрения понимания математики 7-го класса в точности равна единице. И еще некоторым другим смешным штукам пытался убедить.
Но я не согласился с его трактовкой психологии обучения математике, поскольку пришлось с «Царицей» сталкиваться далеко за пределами школы. И далеко за пределами «экспертного» уровня.
То есть пришлось копнуть глубже.
Понимаете?
Эксперты, при прямом и непосредственном участии которых разрушалось образование все эти десятилетия … как бы помягче выразиться …Им было бы умнее скрывать свою «многолетнюю экспертность». Потому что у тех, кто не разучился думать, в полный рост встает вопрос:— «Как же так, дорогая редакция?..»
Рота марширует неправильно, а командир — эксперт?..
Но именно такая реклама для большинства и срабатывает!
Потому что у большинства родителей такой вопрос не встает.Поэтому образование их детей падает.
А реклама свою функцию выполняет. И критиковать ее бессмысленно.
3. И, конечно, «сарафанное» радио
Как же без «сарафанного»?
«Мне его знакомая посоветовала — это оооочень сильный преподаватель / психолог / тренер!«.
Проблема та же, что с «экспертами». Недалекий ум «сарафанщиков».
Если бы они в нормальной школе учились, а не в «экспертной», то знали, что при умножении вероятностей результат становится меньше меньшего.
Если 0,9 х 0,9 х 0,9 … То получится совсем мало.
— «При чем тут это»,- спрашиваете?
При том, что невозможно ничего знать наверняка. Одно «не наверняка», умноженное на другое «может быть», уменьшает вероятность правильного выбора до почти гарантированной ошибки!
Привычная ошибка толпы …
И что же делать?!
Конфуций сказал:
«Три пути ведут к знанию:
путь размышления — это путь самый благородный,
путь подражания — это путь самый легкий и
путь опыта — это путь самый горький.»
Оставим первые два Конфуцию.
Первый — потому что «размышление — это не пережевывание мыслей, а то, что в простонародье называют «медитация». Не та, что в московском кружке йоги. У меня все-таки опыт более 40 лет, включая Шаолинь и другие интересные места. До сих пор не могу сказать с уверенностью. что освоил 🙂
Второй — потому что мы, западные граждане, склонны к критике, а не к безусловному доверию.
Что остается?
Правильно, самый горький, который «берет дорого, зато объясняет доходчиво» 🙂
Если серьезнее
Мы можем принимать решения:
- либо интуитивно,
- либо аналитически.
«Психологи» прямо так и говорят в один голос:
— «Прислушайтесь к своим ощущениям, тело не обманывает!«
Ой ли?.. Какие вы смешные!
Допустим, вас в детстве долбануло из розетки двумястами двадцатью. Вы всю жизнь будете видеть в черных очах собеседника, напоминающих две черные дырочки розетки, страх электричества. И шарахаться.
Это вас тело будет шарахать, «которое никогда не ошибается» 🙂
Реагирующий ум — это реальность, из-за которой большая часть наших проблем и случается.
Но если у вас и правда такой уровень, что «тело вас не обманывает», то вам впору самим объявление писать, а не искать психолога, тренера или, тем более, репетитора.
Что же до анализа, то проблема та же самая, только вид сбоку.
И что же получается? Как выбирать?
Никак
Или хоть как.
Третий путь «Горького, но доходчиво объясняющего» опыта остается единственным вариантом. С одним дополнением.
Один из учителей посоветовал мне.
«Принимайте решение, ориентируясь на чувства. И практикуйте года три. А потом анализируйте. Если выбор неверный, то полученный опыт позволит в следующий раз принять более верное решение. И так вы будете развиваться».
Да, и чувства, и ум нас обманывают. Но других вариантов нет.
У такого подхода есть одна особенность, благодаря которой и возможно развитие.
Если мы берем ответственность за выбор — мы развиваемся. Когда перекладываем на других — на «рекламу», на «одну знакомую» — деградируем.
Банальное: «Третьего не дано» в этом случае уместно.
Ну и чтобы концовка статьи выглядела солиднее, опять Конфуций:
«На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво ее усложняем»
Оригинал статьи на моем сайте
Еще по теме: