В марте 1942 года в группу ВМС Третьего рейха "Север" были переведены основные линкоры немецкого ВМФ - "Тирпиц" и "Шарнхорст". Их главной задачей было прервать транспортное сообщение между Великобританией и СССР по Арктике. Это существенно снизило бы поставки военного оборудования и продовольствия по "ленд-лизу".
Для атак на арктические конвои кроме линкоров были нацелены немецкие тяжелые крейсера "Адмирал Шеер", "Лютцов", "Хиппер" и легкий крейсер "Кёльн". В норвежском Варангер-фьорде располагалась база немецкой эскадры миноносцев (12 эсминцев). Но наиболее результативной частью немецкого северного флота были десятки подводных лодок, неустанно преследовавшие союзные арктические караваны.
Кригсмарине (ВМФ Третьего рейха) активно противодействовали союзные и советские ВМС.
5 июня 1942 года флагман Северной группы Кригсмарине линкор "Тирпиц" и крейсер "Адмирал Шеер" вышли на перехват конвоя PQ-17. Но в пути 5 июля "Тирпиц" был атакован советской подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2-го ранга Н.А.Лунина.
Атака производилась с дальней дистанции и не причинила никакого вреда "Тирпицу". Однако, линкор учитывая высокую опасность атаки подводными лодками ушёл на базу.
Зато английский диверсанты провели великолепную (и уникальную) атаку против "Тирпица" в сентябре 1943 года.
Две мини-подводные лодки англичан смогли пробраться прямо под линкор и поставили там четыре 2-х тонные мины.
- После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не успел сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанёс линкору серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин. Башня «C» весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Исправить башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того, вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнём. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась - Википедия
У немцев на Севере на долгий срок в наличии оказался только один линкор - "Шарнхорст".
22 декабря 1943 года "Шарнхорст" и несколько эсминцев вышли для атаки двух арктических конвоев, шедших в Мурманск.
Командовал группой контра-адмирал Эрих Бей.
Адмирал был опытный, но совершил ошибку, отправив эсминцы сопровождения искать конвои в другом месте. Линкор остался один и 26 декабря был обнаружен тремя английскими крейсерами из охраны конвоев.
Крейсера открыли огонь и повредили носовую радиолокационную станцию (РЛС). Это практически лишило немцев возможности ориентироваться в море.
Поэтому, линкор легко нагнали английские миноносцы, которые уже не выпустили его из своих щупалец.
За это время подошел британский линкор "Дюк оф Йорк", который отрезал "Шарнхорст" от своих эсминцев.
Британский линкор своими тяжелыми орудиями повредил обшивку "Шарнхорста", чем серьезно снизил его скорость и соответственно возможность для противоторпедного маневра. Также была подавлена большая часть судовой артиллерии.
"Шарнхорст" был как Акела, совершивший неудачный прыжок на дичь".
"Шарнхорст" был потоплен несколькими последовательными торпедными атаками с английских надводных кораблей. В 19.45 26 декабря он полностью ушел под воду. Контр-адмирал Эрих Бей погиб вместе с линкором, как и большая часть экипажа. Англичанами было спасено всего 36 матросов и ни одного офицера.
Выжить в декабре в арктических водах практически не возможно!
Потопление "Шархорста" британскими ВМС до сих пор является образцом удачных действий современного надводного флота.
Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться, новые материалы выходят каждый день!
Все статьи канала "История и культура Евразии" за 2019-2020 годы