Одинокая женщина на закате советской власти поступила в институт. Вернее, одинокая девушка. На какой-то супер-пупер факультет. И в ее окружении сказали, что она выплакала студенческий билет. Ходила к декану и к ректору – и выплакала. Некоторые были в этом особенно уверены, как будто сами находились в ректорском кабинете.
Затем - после диплома – устроилась на работу. И родила сыночка без мужа. Говорили, что замуж не выходила, но родила. Мальчик – необыкновенной какой-то красоты. Здоровенький и умненький. И она как-то услышала, что заплатила красивому мужчине, чтобы родить красивого ребенка. Помните, в фильме «Гараж» одну из главных героинь тоже упрекали в подобном?
Окружение, с которым она не контактировала. Но оно было – это окружение. Люди смотрели и завидовали. Не хотели допустить, что эта женщина – просто умный человек. Что она сама поступила в университет. И что мальчик родился по любви, а не за «плату».
Затем снова вышла на работу. Когда ребенок подрос. И ей повезло: место хорошее. И платили замечательно. Кроме того, женщина была трудолюбива, честна и бескорыстна. А еще хороший специалист.
Таких людей ценят. Она лет за десять сумела купить квартиру и поселиться в ней с ребенком. И даже построить домик на берегу лесного озера.
Еще выучилась водить автомобиль. И купила, естественно, машину. Недорогую, но купила.
Окружение покачало головой и сказало, что она провела пару ночей со своим начальником. Поэтому у нее такая хорошая работа. Именно по этой причине ей платят большую зарплату. И вообще, разве одинокая женщина чего-то может добиться сама? Нет, только через, я извиняюсь, постель. Ведь у этой женщины ни ума, ни фантазии – так говорило окружение.
Ему очень не нравилось, в каком доме она купила квартиру. Говорили, что могла бы там и там, а она купила – здесь. Это о чем свидетельствует? Правильно, ни ума, ни фантазии. Вот если бы окружению дали такие деньги, то он бы купило квартиру там и там. А не здесь.
Что бы она ни сделала – все не нравилось. Все вызывало осуждение. Составила кому-то отчет за квартал или за год – как заработок, конечно, тут же приговор: жадная она. Или: все деньги зарабатывает, а на сына ей наплевать. Видели, какая у него прическа? Он полгода в парикмахерской не был. А она – его мать – все работает. Деньги лопатой гребет.
Поехали летом в Турцию, окружение тут же отреагировало: зачем домик на берегу лесного озера строила, если в Турцию отдыхать поехала?
Мальчик заболеет, сразу оценка: мать его голодом заморила из-за жадности. Или не следит за ним. Или не любит его. Потому что к ней мужики в гости ходят – вечерами. И не по одному. Разве ей до ребенка? Вот поэтому мальчик и заболел.
Никто не видел, что к ней «гости» ходят. Но говорили очень уверенно.
Любые неприятности вызывали бурную радость окружения. Например, затопили соседи сверху, окружение обрадовалось: «Так ей и надо». Или как-то руку сломала, тоже радость: «Видно, на халтуру спешила, все денег мало, вот и свалилась».
Сын вырос. Женился. Она стала бабушкой. Пара внуков. Пора бы отдыхать, но она работает. Потому что ей так хочется. Постаревшее окружение утверждает, что ее жадность задавила. И она внуков не любит.
Разговорились про окружение. Это две дальние родственницы. Пара бывших одноклассниц. Еще кто-то. Видимо, с работы.
И женщина сказала, что ни на кого внимания не обращала. Когда вышла замуж, у нее трагически погиб молодой муж. Затем родился мальчишка. И она бы не вытянула, если бы не бабушка ее покойного мужа. Именно бабушка.
Никто не видел, как они вместе поселились. Никто не знал. И не понимал, как ей горько было все эти годы. Как много приходилось работать. И что она однолюбка. Другого полюбить не смогла.
Говорит, что Бог не наделил ее особыми яркими талантами, но дал одно качество: не обращать внимания на окружение. Жить себе и жить, будто его нет.
А ведь это очень важно. Я был знаком с женщиной, которую окружение заклевало. Как гадкого утенка. Заклевали до конца. Потому что она слишком прислушивалась к чужому мнению. И к чужим пересудам. И переживала. Не спала спокойно – все плакала. Оправдывалась перед ними. Доказывала, что не верблюд. И рано сгорела.