Найти тему
Альпина Паблишер

Почему профессиональные драматурги любят сериал «Во все тяжкие»

Олег Сироткин на книжной ярмарке non/fictio№22
Олег Сироткин на книжной ярмарке non/fictio№22

Отвечает сценарист, преподаватель кинодраматургии и автор книги «Противоречие. Перевёртыш. Парадокс» Олег Сироткин.

Для сериала важным критерием качества является следующее правило: каждая линия по отдельности должна быть жизнеспособной сама по себе. Что имеется в виду? Если расплести сюжетный канат, каким является большинство многосерийных проектов, и «проверить на прочность» отдельную сюжетную линию — что получится? Достаточно ли эта сюжетная линия увлекательная сама по себе?

В сериале «Во все тяжкие» шоураннера Винса Гэллигана каждая из сюжетных линий достаточно увлекательна для отдельной истории.

  1. Линия A — это история превращения школьного учителя Уолтера Уайта в наркоторговца.
  2. Линия B — история отношений школьного учителя со своим бывшим учеником, который постепенно становится партнером по криминальному бизнесу.
  3. Линия C — история отношений Уолтера Вайта со своей женой Скайлер. Семьянина, который использует аргумент «ложь во благо» и занимается криминальным бизнесом для того, чтобы обеспечить семью после своей смерти.
  4. Линия D — история смертельно больного человека, который узнаёт, что болен раком, и на пороге смерти начинает производить наркотики. Невероятно, но его активная деятельность, пуcть и криминальная, приводит к тому, что его самочувствие улучшается. Смерть отступает.
  5. Линия E — сюжет о свояке Уолтера Уайта: сотруднике полиции Хэнке Шредере, который имеет большое влияние на сына-инвалида главного героя, и Уолтеру приходится сражаться со своим свояком за авторитет в глазах сына.

И так далее.

Источник: giphy.com
Источник: giphy.com

Это блестяще устроенный сериал, который поставил в центр истории любопытную идею. Он размышляет на тему «целей и средств»: можно ли достигать благих целей аморальными средствами? Можно ли варить наркотики и продавать их, чтобы позаботиться о сыне-инвалиде и о будущем своей семьи?

Шоураннер и его сценарная команда демонстрируют метаморфозу хорошего и порядочного человека, который постепенно превращается в монстра, беспощадного и жестокого уголовника, при этом верного семьянина.

Заметьте, в сериале «Во все тяжкие» существует четыре невидимые линии, которые не пересекает сюжет. От первого до последнего сезона:

  1. Уолтер НЕ изменяет своей жене;
  2. криминальный мир НЕ вторгается в мир его семьи;
  3. Уолтер НЕ имеет дело с прямыми последствиями распространения наркотиков (запросто можно было бы сделать сюжет о проблемах с наркотиками его сына-инвалида);
  4. Хэнк Шредер никак НЕ узреет, что всемогущий наркобарон «Хайзенберг» — его свояк, жалкий школьный учитель, больной раком.

Между тем мы видим другую жизнь Уолтера: ту, где он влиятельная фигура в криминальном мире, и обнаруживаем, что перемены, которые происходят с Уолтером Уайтом, по масштабу такие же, как если бы Штирлиц из «17 мгновений весны» в конце сезона стал пытать советских разведчиков.

Олег Сироткин представил книгу «Противоречие. Перевёртыш. Парадокс» на книжной ярмарке non/fictio№22 в Москве. Что автор рассказал о парадоксах в сюжете, противоречиях в характерах персонажей и о жанровом кино — читайте в нашем блоге.