Отвечает сценарист, преподаватель кинодраматургии и автор книги «Противоречие. Перевёртыш. Парадокс» Олег Сироткин.
Для сериала важным критерием качества является следующее правило: каждая линия по отдельности должна быть жизнеспособной сама по себе. Что имеется в виду? Если расплести сюжетный канат, каким является большинство многосерийных проектов, и «проверить на прочность» отдельную сюжетную линию — что получится? Достаточно ли эта сюжетная линия увлекательная сама по себе?
В сериале «Во все тяжкие» шоураннера Винса Гэллигана каждая из сюжетных линий достаточно увлекательна для отдельной истории.
- Линия A — это история превращения школьного учителя Уолтера Уайта в наркоторговца.
- Линия B — история отношений школьного учителя со своим бывшим учеником, который постепенно становится партнером по криминальному бизнесу.
- Линия C — история отношений Уолтера Вайта со своей женой Скайлер. Семьянина, который использует аргумент «ложь во благо» и занимается криминальным бизнесом для того, чтобы обеспечить семью после своей смерти.
- Линия D — история смертельно больного человека, который узнаёт, что болен раком, и на пороге смерти начинает производить наркотики. Невероятно, но его активная деятельность, пуcть и криминальная, приводит к тому, что его самочувствие улучшается. Смерть отступает.
- Линия E — сюжет о свояке Уолтера Уайта: сотруднике полиции Хэнке Шредере, который имеет большое влияние на сына-инвалида главного героя, и Уолтеру приходится сражаться со своим свояком за авторитет в глазах сына.
И так далее.
Это блестяще устроенный сериал, который поставил в центр истории любопытную идею. Он размышляет на тему «целей и средств»: можно ли достигать благих целей аморальными средствами? Можно ли варить наркотики и продавать их, чтобы позаботиться о сыне-инвалиде и о будущем своей семьи?
Шоураннер и его сценарная команда демонстрируют метаморфозу хорошего и порядочного человека, который постепенно превращается в монстра, беспощадного и жестокого уголовника, при этом верного семьянина.
Заметьте, в сериале «Во все тяжкие» существует четыре невидимые линии, которые не пересекает сюжет. От первого до последнего сезона:
- Уолтер НЕ изменяет своей жене;
- криминальный мир НЕ вторгается в мир его семьи;
- Уолтер НЕ имеет дело с прямыми последствиями распространения наркотиков (запросто можно было бы сделать сюжет о проблемах с наркотиками его сына-инвалида);
- Хэнк Шредер никак НЕ узреет, что всемогущий наркобарон «Хайзенберг» — его свояк, жалкий школьный учитель, больной раком.
Между тем мы видим другую жизнь Уолтера: ту, где он влиятельная фигура в криминальном мире, и обнаруживаем, что перемены, которые происходят с Уолтером Уайтом, по масштабу такие же, как если бы Штирлиц из «17 мгновений весны» в конце сезона стал пытать советских разведчиков.
Олег Сироткин представил книгу «Противоречие. Перевёртыш. Парадокс» на книжной ярмарке non/fictio№22 в Москве. Что автор рассказал о парадоксах в сюжете, противоречиях в характерах персонажей и о жанровом кино — читайте в нашем блоге.