Найти в Дзене

ФРИЛАНС В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНЕРСКИХ УСЛУГ: ОПЫТ ЗАКАЗЧИКА

Оглавление

Современный рынок труда открывает колоссальные возможности для удалённой работы. При этом дизайнеры, наряду со многими другими специалистами, которые занимаются более или менее краткосрочными проектами, зачастую работают сами на себя, в качестве «вольных наёмников». В результате дизайнерские услуги оказывают, с одной стороны, компании с собственными сотрудниками, с другой – бесчисленные фрилансеры. Несмотря на то, что у «Актис-Медиа» есть свой штат специалистов, обращаться в качестве заказчиков за сторонней помощью и привлекать новых людей для работы над отдельными проектами доводилось даже нам. Некоторое время назад к нам в качестве заказчика обратилось российское представительство компании TUI – крупного международного туроператора. Работа предстояла внушительная: необходимо было всего за месяц сверстать 9 каталогов общим размером более 1600 страниц! Трезво оценив собственные возможности, мы поняли, что без субподрядчиков будет не обойтись. Тогда и возник вопрос, куда обращаться – в организацию наподобие нашей или же к независимым исполнителям. Поразмыслив, мы решили опробовать новую для нас схему работы и привлекли шестерых фрилансеров. Таким образом, у нас появился довольно любопытный опыт: мы встали на место наших же потенциальных клиентов – людей, которые нуждаются в дизайнерских услугах и решают, к кому за ними лучше обратиться. Сделанными выводами мы и поделимся далее.

Цена

В основном люди ищут «вольных наёмников», будучи уверены, что услуги у них обойдутся дешевле, чем в дизайнерских агентствах. Логика в этом действительно есть. Дело в том, что издержки у независимого специалиста всегда ниже, чем у компании: частник не платит за аренду офиса, содержание штата сотрудников, оборудование, корпоративные версии лицензионных программ. Даже если он зарегистрируется как самозанятый или ИП, налоги для него будут значительно ниже, чем у коммерческой организации. Все эти факторы в совокупности влияют на себестоимость услуг, а значит, и на конечную цену. С другой стороны, опытные, именитые дизайнеры, у которых есть постоянные клиенты, демпингом не занимаются и вполне могут себе позволить просить за работу столько же, сколько и фирмы. Что они зачастую и делают. Если же исполнитель ставит цену ниже среднерыночной, то это, скорее всего, свидетельствует о том, что он или недостаточно компетентен, или его услуги не пользуются спросом по иным причинам. Вернёмся к опыту «Актис-Медиа». Поиск фрилансеров для проекта TUI мы начали с размещения заявок на freelance.ru, weblancer.net, superjob.ru и тому подобных профильных ресурсах. Отклики анализировались по двум ключевым параметрам: рейтинг исполнителя и цена его услуг. Таким образом, у нас сложилось представление о средней стоимости нужных нам работ на рынке свободных специалистов. Высказанная выше ключевая идея о том, что во фрилансе дизайн обходится дешевле, чем в агентствах, подтвердилась: если компании за вёрстку полосы по готовому шаблону брали в то время порядка 350 рублей, то частные специалисты – всего 200 (с умеренным количеством бесплатных правок). Разумеется, предложения были самые разнообразные, но мы выбирали именно те, которые подходили нам по соотношению «цена / рейтинг исполнителя». Впрочем, в итоге из шестерых фрилансеров, которые нам требовались, на интернет-ресурсах мы взяли всего одного, а остальных нашли по наводке от наших штатных сотрудников: всё-таки мы сами занимаемся дизайном, поэтому как заказчики имели при поиске свои преимущества.

Гарантии

Обращаясь за помощью к фрилансерам, важно понимать, что гарантии вы от них получите далеко не всегда. Да, некоторые частники (особенно маститые и зарегистрированные как ИП) работают официально и заключают с заказчиками контракты. Но гораздо чаще договорённости с дизайнерами проходят на словах, и тогда клиент вынужден полагаться лишь на честное слово подрядчика. На этом, кстати, мы и обожглись, когда работали над проектом TUI: одна из исполнительниц сильно подвела нас в плане сроков, и в итоге дорабатывать её вёрстку пришлось нам самим, причём в спешном порядке. Впрочем, мы считаем, что нам повезло, потому как всегда есть риск не получить от фрилансера вообще ничего. Компания в этом смысле, конечно, надёжнее: будучи исполнителем, она всегда берёт на себя договорные обязательства. В контракте чётко прописываются условия сотрудничества, за нарушение которых предусмотрены штрафы. Наконец, частный дизайнер может подвести по независящим от него причинам – скажем, из-за болезни. В агентстве же над заказом обычно работает группа людей, и если кто-то из сотрудников по тем или иным причинам выбывает, то всегда найдутся те, кто сможет его заменить, быстро войдя в курс дела.

Компетентность

Если у вас есть на примете хороший фрилансер, с которым вы давно сотрудничаете и потому уверены в нём, нет проблем. Такой пример в практике «Актис-Медиа» был. В 2018–2019 годах мы работали с замечательным частным дизайнером Евой. В то время к нам регулярно поступали заказы на оформление и вёрстку каталогов от международной компании Legrand. Из-за большого объёма работ собственных ресурсов не хватало, и Ева стала для нас настоящей палочкой-выручалочкой. Но как быть тем, кто заказывает дизайн впервые или по каким-то причинам ищет нового специалиста? Если за рекомендацией обратиться не к кому, остаётся ориентироваться на отзывы в интернете и собственное чутьё. Что касается дизайнерского агентства, то его работа всегда связана с большими финансовыми рисками, которые сильно увеличиваются, когда руководители позволяют себе набирать некомпетентных сотрудников. Таким образом, организация сама по себе становится фильтром, который за клиента отсеивает плохих специалистов. Об этом мы тоже знаем не понаслышке и, принимая новых дизайнеров в отдел допечатной подготовки, внимательно изучаем их портфолио, документы об образовании, а затем, если кандидат нас устраивает, пристально следим за его работой в ходе испытательного срока. Разумеется, юрлицо как таковое не есть залог высокого качества услуг, но если компания существует хотя бы несколько лет, то это косвенно свидетельствует о том, что о собственной репутации она заботится.

Возможность решать комплексные задачи

Далеко не все дизайнеры, даже многоопытные – мастера на все руки. Чаще всего они имеют довольно узкую специализацию. Например, один занимается фотоколлажами, другой – вёрсткой, третий хорошо рисует от руки, четвёртый создаёт трёхмерные модели. Если задача у заказчика простая (скажем, разработать макет флаера), то одного исполнителя наверняка будет достаточно. Но бывают такие проекты, к работе над которыми приходится привлекать разных сотрудников, каждого со своими компетенциями. Как правило, подобные заказы поступают от средних и крупных компаний. Например, в нашей практике был случай, когда для работы над масштабным проектом нам понадобился специалист по акварельной графике, которого в штате «Актис-Медиа» не было. Хороший фрилансер нас тогда очень выручил. Представьте, что проект связан, например, с созданием корпоративного стиля, подготовкой к масштабной пиар-акции или выпуском новой продуктовой линейки. Решив положиться на частников, клиент вынужден будет или искать универсального специалиста, или распределять работу по одному проекту между несколькими фрилансерами, которые друг с другом даже не знакомы, поэтому сообща действовать не смогут.

Не дизайном единым

Есть и другой нюанс. Разрабатывая печатную продукцию, заказчик чаще всего решает вовсе не художественные, а маркетинговые задачи. Но дизайнер не маркетолог, поэтому не может спрогнозировать, как те или иные решения подействуют на целевую аудиторию. Соответственно, клиенту приходится либо надеяться на собственные знания, либо работать вслепую. Если профессионального маркетолога у него в штате нет, он действует наугад, а ошибки зачастую оборачиваются убытками. В полиграфических компаниях эксперты по маркетингу работают не всегда, но если они есть, то беспокоиться клиенту просто не о чем. Ему достаточно предоставить общие сведения о своём бизнесе, целевой аудитории, продукте – и подрядчик предложит дизайнерское решение, опираясь не на собственные фантазии, а на объективные законы рынка и психологии потребителя. Снова обратимся к опыту «Актис-Медиа». Летом 2021-го года мы трудились над проектом для компании Kronospan, всемирно известного производителя деревянных панелей. Нашей задачей было разработать стиль для новой линейки напольных покрытий – создать для неё свой логотип, слоган, упаковку с вкладышем и выставочный стенд. Помимо дизайнеров, над проектом работали маркетологи и копирайтеры. Мы изучили целевую аудиторию заказчика, провели мониторинг его конкурентов, учли специфику рыночного сегмента Kronospan и в итоге предложили не просто красивое, но и оправданное с точки зрения маркетинга решение, на которое клиент не мог бы рассчитывать, если бы над заказом работали только дизайнеры-фрилансеры.

Производственные вопросы

Наконец, нельзя забывать, что дизайн полиграфической продукции тесно связан с печатным производством, которое диктует множество технических требований к макетам. Дизайнер не технолог, поэтому всех возможных сложностей в этом смысле предусмотреть не сможет. Для «Актис-Медиа» как компании полного цикла подобной проблемы не существует. У нас есть производственный отдел, который работает в тесном контакте как с дизайнерами, так и с типографией. Если печатники просят скорректировать макет – например, исправить цветоделение, сделать вылеты, убрать спот-цвета или RGB-элементы, – вопрос решается в тот же день. Если вы работаете с фрилансером, то быть посредником между ним и типографией придётся уже вам, со всеми вытекающими.

Наши выводы и рекомендации

Исходя из собственного опыта, мы заключили, что обращаться к дизайнерам-фрилансерам, в принципе, можно. Если ваш проект разовый, бюджет небольшой, сроки не поджимают, а для работы будет достаточно одного исполнителя, вольный специалист вполне подойдёт, особенно если выбирать его по рекомендациям людей, которым вы доверяете. Стоит упомянуть и о том, что частник с большей вероятностью примет заказ, от которого, опасаясь за собственную репутацию, откажутся агентства. Речь идёт об откровенно пошлых, безвкусных и китчевых изображениях. В целом же решение, кому доверить проект, необходимо принимать по 4-м критериям:

  • бюджет;
  • сроки;
  • сложность задания;
  • характер работы.

Если, взвесив все за и против, вы решили сделать выбор в пользу агентства, обратите внимание на «Актис-Медиа» – издательско-производственную компанию полного цикла. Мы разрабатываем оформление и выпускаем почти все виды печатной продукции – от ценников, упаковок и буклетов до газетжурналов и даже книг. Наряду с дизайнерскими и полиграфическими мы при необходимости решаем маркетинговые задачи: разрабатываем логотипыфирменные стили и всевозможные рекламные материалы с участием собственных специалистов по рынку. Мы всегда готовы предложить решение, исходя из ваших пожеланий и возможностей. Главное – доверяйте решение ваших задач профессионалам!