Найти тему

О Вечном Юноше

Питер Пэн. Картинка взята из Интернета
Питер Пэн. Картинка взята из Интернета

Многим из нас знаком такой персонаж, как Питер Пэн.

Весёлый, жизнерадостный, отважный парнишка, победивший страшного Капитана Крюка, и умевший летать. Он выглядел свободным, беспечным и жизнерадостным. И, казалось, ничто не может поколебать его светлый и игривый настрой. Для него жизнь - это вечное детство, вечная игра. И он совершенно не хочет расти. Более того, он сочувствует всем маленьким детям, которые только-только подступают к порогу взросления и, что вполне естественно, испытывают тревогу и неуверенность перед первым шагом, выводящим их во взрослую жизнь. С её ответственностью, рутиной и трудностями. Питер Пэн спасает детей от такого мрачного будущего, забирая их в свой сказочный мир.

Питер Пэн кажется обаятельным, ярким, сильным и свободным. Однако, если глубже копнуть его образ, то за фасадом бесшабашной жизнерадостности проступит концентрированный, чёрный, всепоглощающий страх. Парализующий ужас перед будущим и неумолимым течением времени. Перед осознанием того, что жизнь, конечна. Отчаянное нежелание принять то, что в жизни, в тугой узел свёрнуты боль и счастье, радость и горе. “Стать взрослым”, в чём-то, означает признать и понять это. Принять жизнь во всей её полноте, чего Питеру Пэну совсем не хочется. Он остро чувствует свою беспомощность перед стихией Жизни, которая грозит захлестнуть и перемолоть его - и от него ничего не останется. Но, признавать свой страх, свою слабость для него не менее мучительно и больно. Поэтому, он предпочитает упорхнуть, улететь в свой сказочный кокон, весело смеясь. Пытаясь смехом перекричать бурлящие в нём ужас и отчаяние. Скрыть за улыбкой гримасу боли и смятение.

В аналитической психологии, образ Питера Пэна соответствует Архетипу Вечного Юноши (Puer Aeternus), молодого человека, который, в силу жизненного сценария, выбрал стратегию избегания жизни. Стратегию ухода в мир сказок, абстрактных идей и вечного детства. Всеми силами такие люди стремятся избежать столкновения с реальностью. Потому что она непременно их расколет и разрушит, безжалостно перемелет хрупкие кости в тяжёлых жерновах серых будней и тревог. И, по иронии, именно соприкосновение с реальностью, постепенно вовлечение в неё и является тем необходимым средством исцеления и дальнейшей эволюции Вечного Юноши: когда мальчик встаёт на путь Героя, приходит к Архетипу Короля (Царя) и, затем, к Архетипу Мудреца, диалектически соединившего весь свой жизненный опыт.

Конечно, для этого не надо бросаться “во все тяжкие” - это другая крайность. И для этого решительно не стоит разрушать царство своей Сказки, вовсе нет. Ведь в Сказке сокрыт важный и ценный ресурс, творящий и реализующий личный миф каждого человека!

Для начала нужно хотя бы перестать убегать от мира и от самого себя. Это очень трудно. И такой шаг требует огромного количества внутренних ресурсов и смелости. Но этот шаг необходим для дальнейшего роста и эволюции человека.

Тёмная Сторона Архетипа Вечного Юноши. Картинка взята из Интернета
Тёмная Сторона Архетипа Вечного Юноши. Картинка взята из Интернета

За безусловно чарующим обаянием Вечного Юноши скрывается глубокая, непроглядная и отталкивающе-пугающая тёмная сторона.

Согласно учению К.Г. Юнга, каждое явление имеет две стороны - две противоположности диалектическое сочетание которых обеспечивает существование объекта.

Если одной из сторон Вечного Юноши является тонкость, чуткость, игривость и светлая жизнерадостность, то его тёмной стороной будет - агрессия холодность и разрушительная жестокость. Более того, Вечный Юноша либо не осознаёт это в себе, либо отчаянно не хочет признавать. Но, как писал ещё К.Г. Юнг, чем больше мы подавляем и отрицаем свою тень, тем гуще, зловещее и сильнее она становится. И, рано или поздно, в самый неожиданный момент, она вырывается на волю, проявляясь во всей своей неожиданной и ужасающей “красе”.