Многим из нас знаком такой персонаж, как Питер Пэн.
Весёлый, жизнерадостный, отважный парнишка, победивший страшного Капитана Крюка, и умевший летать. Он выглядел свободным, беспечным и жизнерадостным. И, казалось, ничто не может поколебать его светлый и игривый настрой. Для него жизнь - это вечное детство, вечная игра. И он совершенно не хочет расти. Более того, он сочувствует всем маленьким детям, которые только-только подступают к порогу взросления и, что вполне естественно, испытывают тревогу и неуверенность перед первым шагом, выводящим их во взрослую жизнь. С её ответственностью, рутиной и трудностями. Питер Пэн спасает детей от такого мрачного будущего, забирая их в свой сказочный мир.
Питер Пэн кажется обаятельным, ярким, сильным и свободным. Однако, если глубже копнуть его образ, то за фасадом бесшабашной жизнерадостности проступит концентрированный, чёрный, всепоглощающий страх. Парализующий ужас перед будущим и неумолимым течением времени. Перед осознанием того, что жизнь, конечна. Отчаянное нежелание принять то, что в жизни, в тугой узел свёрнуты боль и счастье, радость и горе. “Стать взрослым”, в чём-то, означает признать и понять это. Принять жизнь во всей её полноте, чего Питеру Пэну совсем не хочется. Он остро чувствует свою беспомощность перед стихией Жизни, которая грозит захлестнуть и перемолоть его - и от него ничего не останется. Но, признавать свой страх, свою слабость для него не менее мучительно и больно. Поэтому, он предпочитает упорхнуть, улететь в свой сказочный кокон, весело смеясь. Пытаясь смехом перекричать бурлящие в нём ужас и отчаяние. Скрыть за улыбкой гримасу боли и смятение.
В аналитической психологии, образ Питера Пэна соответствует Архетипу Вечного Юноши (Puer Aeternus), молодого человека, который, в силу жизненного сценария, выбрал стратегию избегания жизни. Стратегию ухода в мир сказок, абстрактных идей и вечного детства. Всеми силами такие люди стремятся избежать столкновения с реальностью. Потому что она непременно их расколет и разрушит, безжалостно перемелет хрупкие кости в тяжёлых жерновах серых будней и тревог. И, по иронии, именно соприкосновение с реальностью, постепенно вовлечение в неё и является тем необходимым средством исцеления и дальнейшей эволюции Вечного Юноши: когда мальчик встаёт на путь Героя, приходит к Архетипу Короля (Царя) и, затем, к Архетипу Мудреца, диалектически соединившего весь свой жизненный опыт.
Конечно, для этого не надо бросаться “во все тяжкие” - это другая крайность. И для этого решительно не стоит разрушать царство своей Сказки, вовсе нет. Ведь в Сказке сокрыт важный и ценный ресурс, творящий и реализующий личный миф каждого человека!
Для начала нужно хотя бы перестать убегать от мира и от самого себя. Это очень трудно. И такой шаг требует огромного количества внутренних ресурсов и смелости. Но этот шаг необходим для дальнейшего роста и эволюции человека.
За безусловно чарующим обаянием Вечного Юноши скрывается глубокая, непроглядная и отталкивающе-пугающая тёмная сторона.
Согласно учению К.Г. Юнга, каждое явление имеет две стороны - две противоположности диалектическое сочетание которых обеспечивает существование объекта.
Если одной из сторон Вечного Юноши является тонкость, чуткость, игривость и светлая жизнерадостность, то его тёмной стороной будет - агрессия холодность и разрушительная жестокость. Более того, Вечный Юноша либо не осознаёт это в себе, либо отчаянно не хочет признавать. Но, как писал ещё К.Г. Юнг, чем больше мы подавляем и отрицаем свою тень, тем гуще, зловещее и сильнее она становится. И, рано или поздно, в самый неожиданный момент, она вырывается на волю, проявляясь во всей своей неожиданной и ужасающей “красе”.